5. Приемлемость целей, т.е. они должны восприниматься положительно или хотя бы не отрицательно теми, кто ее непосредственно будет приводить в действие, условием этого является их известность, понятность, близость большинству членов организации [7, 266-268].
Следует отметить, что на процесс выработки целей организации существенное влияние оказывает стиль руководства, которого придерживаются первые лица организации. Если работники фирмы полностью устраняются от данного процесса (авторитарный стиль управления), то восприятие ими целевых установок становится навязанным, что приводит к стремлению работников фирмы всячески уклоняться от их достижения. Так известный американский авторитет в области менеджмента П. Друкер утверждал, что из-за сопротивления (явного или скрытого) членов организации на осуществление многих нужных и эффективных решений тратиться столько времени, что они просто устаревают [14, 49].
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов, направленный на достижение целей организации. Выбор выступает как своеобразный алгоритм управленческого воздействия на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений его состояния [10, 11-12].
Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них - это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития).
Все решения делятся на высокоструктурированные (запрограммированные) и слабоструктурированные решения. Высокоструктурированные решения являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов, при этом число альтернатив ограничено. Например, если произошла поломка станка, на котором планировалось изготовление партии деталей, и известны факторы, приведшие к его выходу из строя (высокий износ оборудования), то при наличии в цехе аналогичного станка в исправном состоянии проблемную ситуацию можно разрешить путем замены вышедшего из строя оборудования на имеющееся в резерве. [5, 117].
Слабоструктурированные решения принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней не структурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Основную роль в поиске решений играет человек и его способность разрабатывать соответствующие процедуры, ведущие к решению задач.
Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов и, прежде всего, от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Главным ограничителем является время, в течение которого должно быть принято решение, поэтому параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.
Примером слабоструктурированных решений являются: определением целей и формулированием стратегии развития организации, усиление мотивации работников, прогноз работы на новых рынках и т.п. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов сложности организации.
Поскольку ресурсы для решения проблемы ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска.
Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, фактор времени, качество информации.
Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
При принятии интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении (своего рода озарение) того, что их выбор правилен им [2, 146-148].
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время.
Вариант рационального решения можно проиллюстрировать с помощью таблицы 2. Так если проблемная ситуация не очевидна, а ее решение неоднозначно, то принятие решения требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение. [5, 120].
Табл. 2. Этапы и процедуры процесса принятия решений
Этапы | Процедуры |
1. Определение проблемы |
Возникновение проблемной ситуации Описание проблемной ситуации |
2. Исследование факторов и условий |
Определение объемов и источников требующейся информации Сбор необходимой информации |
3. Разработка вариантов решений |
Формулирование требований ограничений Разработка возможных вариантов решений |
4. Выбор решения |
Определение критериев выбора Оценка возможных последствий Выбор предпочтительного решения |
Данная схема принятия решений предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее.
Как на сам процесс принятия управленческих решений, так и на его результаты весьма существенное влияние оказывают личностные качества лица принимающего решение (ЛПР). Например, один менеджер для повышения отдачи от персонала фирмы может ввести систему штрафования каждого работника, если его перерыв на чашку кофе превышает 5 минут. В аналогичной ситуации другой менеджер может решить, что аналогичная строгость в данном вопросе может повлечь за собой ряд проблем, таких как: увеличение текучести кадров, ухудшение обслуживания потребителей, снижение качества продукции [7, 195].