Согласно исследованиям Джорджа Ингленда, менеджер, чьими основными ценностями является увеличение прибыли, скорее всего не выделит средств на улучшение условий работы для сотрудников фирмы. Руководитель, для которого главное — социальная составляющая (сопереживание к людям), скорее пойдет на повышение заработной платы, чем на ее сокращение ради высвобождения средств на финансирование научно-исследовательских проектов [7, 208].
На эффективность деятельности организации во многом оказывает то, как (каким образом, какими инструментами, при помощи каких методов и принципов и т.д.) оказывает управляющее воздействие ее руководитель, т.е. какой стиль он использует.
Стиль руководства – это система способов и методов воздействия на подчиненных, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Принято считать, что стиль руководства может изменяться от авторитарного, до либерального (являются крайними полярными противоположностями). Основное различие между этими двумя стилями заключается в степени участия персонала фирмы в процессе принятия решений касающихся всей деятельности организации. При авторитарном стиле сотрудники практически отстраняются от возможности каким-либо образом влиять на принятие данных решений, а при либеральном сотрудники фактически предоставлены сами себе и фактически от их действий и решений зависит функционирование организации.
Данную модель можно условно продемонстрировать при помощи рис. 3, который показывает, как происходит распределение полномочий между персоналом и руководителем в зависимости от стиля управления.
Рис. 3. Распределением полномочий между персоналом и руководителем
Власть Руководителя | Власть Подчиненных | ||
авторитарный | демократический | либеральный | |
Применение того или иного стиля определяется следующими факторами:
- особенностями организации (например, армия – авторитарный стиль, государственная дума – демократический стиль, киностудия – либеральный стиль);
- особенностями ситуации (например, во время кризисной ситуации выбирается авторитарный стиль, а во время экономического подъема в организации демократический стиль);
- личностными характеристиками руководителя (как правило, чем выше культура и профессионализм руководителя, тем более демократического стиля он придерживается);
- личностными характеристиками подчиненных (более эффективным для работников меланхолического типа является авторитарный стиль, а для флегматиков демократичные формы руководства), и т.д.
В связи с этим отмечают сильные и слабые стороны присущие каждому из стилей управления (табл. 3)
Табл. 3. Слабые и сильные стороны в стиле руководства
Наименование стиля | Сильные стороны | Слабые стороны |
авторитарный |
четкая ответственность; срочность; предсказуемость результата. |
не развивается и сдерживается личная инициатива; «зашоренность». |
демократический |
психологическая преемственность; усиление мотивации работника; формирование коллектива. |
требуется много времени для организации; сложность организации; сложность согласования интересов. |
либеральный |
использование инициативы работников; развитие сотрудников; ответственность сотрудников. |
возможность неверного выбора направления развития; сложность установления и реализации единой цели. |
Эффективность стиля управления можно оценивать по таким параметрам, как:
- степень инновационной активности в организации
- удовлетворенность работой сотрудников фирмы
- повышение качества продукции или услуг и т.д.
Существует ряд теорий относительно того, как управлять и в каких ситуациях, какой из стилей наиболее предпочтителен. Рассмотрим некоторые из них.
I. Управленческая сетка университета Огайо.
Начиная с 1945 года, группа исследователей Государственного университета Огайо предприняла ряд исследований поведения руководителя. В результате этих исследований, стали понятны многие стороны поведения руководителя.
Основным методом исследований было заполнение анкеты. Руководитель, получивший высокую оценку «отношение», принимал во внимание идеи подчиненных, уделял внимание настроениям подчиненных и двусторонней коммуникации (рис. 4).
Руководитель, получивший высокую оценку относительно «структуры», старался свою работу и работу своих подчиненных направить на достижение целей организации [8, 70-71].
Рис. 4. Управленческая сетка
I | II |
III | IV |
Внимание к отношениям в структуре
низкое высокое
Внимание к структуре отношений
I – Основное внимание уделяется самой работе, ее структурированию, слабо учитываются нужды и желания людей;
II – Здесь руководитель одинаково большое внимание уделяет как самой работе (ее выполнению), так и работникам (взаимоотношениям с ними, их стремлениям и т.д.);
III – Руководитель не справляется со структурированием и выполнением заданий, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях с подчиненными;
IV – Здесь руководитель особенно большое внимание уделяет работникам и их потребностям упуская при этом важность выполнения самой работы.
II. Управленческая матрица Блейка-Мутона.
В данном подходе стиль руководства обозначается местом поля, ограниченного осями «забота о производстве» и «забота о людях» (рис. 5).
«Дом отдыха» «Команда» 1.9 9.9 «Организация» 5.5 1.1 9.1 «Бедность» «Подчинение» |