рефераты по менеджменту

Стиль руководства и организация труда предпринимателя

Страница
4

Согласно исследованиям Джорджа Ингленда, менеджер, чьими основными ценностями является увеличение прибыли, скорее всего не выделит средств на улучшение условий работы для сотрудников фирмы. Руководитель, для которого главное — социальная составляющая (сопереживание к людям), скорее пойдет на повышение заработной платы, чем на ее сокращение ради высвобождения средств на финансирование научно-исследовательских проектов [7, 208].

Влияние стиля руководства на деятельность организации

На эффективность деятельности организации во многом оказывает то, как (каким образом, какими инструментами, при помощи каких методов и принципов и т.д.) оказывает управляющее воздействие ее руководитель, т.е. какой стиль он использует.

Стиль руководства – это система способов и методов воздействия на подчиненных, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Принято считать, что стиль руководства может изменяться от авторитарного, до либерального (являются крайними полярными противоположностями). Основное различие между этими двумя стилями заключается в степени участия персонала фирмы в процессе принятия решений касающихся всей деятельности организации. При авторитарном стиле сотрудники практически отстраняются от возможности каким-либо образом влиять на принятие данных решений, а при либеральном сотрудники фактически предоставлены сами себе и фактически от их действий и решений зависит функционирование организации.

Данную модель можно условно продемонстрировать при помощи рис. 3, который показывает, как происходит распределение полномочий между персоналом и руководителем в зависимости от стиля управления.

Рис. 3. Распределением полномочий между персоналом и руководителем

Власть Руководителя

Власть Подчиненных

авторитарный

демократический

либеральный

Применение того или иного стиля определяется следующими факторами:

- особенностями организации (например, армия – авторитарный стиль, государственная дума – демократический стиль, киностудия – либеральный стиль);

- особенностями ситуации (например, во время кризисной ситуации выбирается авторитарный стиль, а во время экономического подъема в организации демократический стиль);

- личностными характеристиками руководителя (как правило, чем выше культура и профессионализм руководителя, тем более демократического стиля он придерживается);

- личностными характеристиками подчиненных (более эффективным для работников меланхолического типа является авторитарный стиль, а для флегматиков демократичные формы руководства), и т.д.

В связи с этим отмечают сильные и слабые стороны присущие каждому из стилей управления (табл. 3)

Табл. 3. Слабые и сильные стороны в стиле руководства

Наименование стиля

Сильные стороны

Слабые стороны

авторитарный

четкая ответственность;

срочность;

предсказуемость результата.

не развивается и сдерживается личная инициатива;

«зашоренность».

демократический

психологическая преемственность;

усиление мотивации работника;

формирование коллектива.

требуется много времени для организации;

сложность организации;

сложность согласования интересов.

либеральный

использование инициативы работников;

развитие сотрудников;

ответственность сотрудников.

возможность неверного выбора направления развития;

сложность установления и реализации единой цели.

Эффективность стиля управления можно оценивать по таким параметрам, как:

- степень инновационной активности в организации

- удовлетворенность работой сотрудников фирмы

- повышение качества продукции или услуг и т.д.

Существует ряд теорий относительно того, как управлять и в каких ситуациях, какой из стилей наиболее предпочтителен. Рассмотрим некоторые из них.

I. Управленческая сетка университета Огайо.

Начиная с 1945 года, группа исследователей Государственного университета Огайо предприняла ряд исследований поведения руководителя. В результате этих исследований, стали понятны многие стороны поведения руководителя.

Основным методом исследований было заполнение анкеты. Руководитель, получивший высокую оценку «отношение», принимал во внимание идеи подчиненных, уделял внимание настроениям подчиненных и двусторонней коммуникации (рис. 4).

Руководитель, получивший высокую оценку относительно «структуры», старался свою работу и работу своих подчиненных направить на достижение целей организации [8, 70-71].

Підпис: низкое высо-коеРис. 4. Управленческая сетка

I

II

III

IV

Внимание к отношениям в структуре

низкое высокое

Внимание к структуре отношений

I – Основное внимание уделяется самой работе, ее структурированию, слабо учитываются нужды и желания людей;

II – Здесь руководитель одинаково большое внимание уделяет как самой работе (ее выполнению), так и работникам (взаимоотношениям с ними, их стремлениям и т.д.);

III – Руководитель не справляется со структурированием и выполнением заданий, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях с подчиненными;

IV – Здесь руководитель особенно большое внимание уделяет работникам и их потребностям упуская при этом важность выполнения самой работы.

II. Управленческая матрица Блейка-Мутона.

В данном подходе стиль руководства обозначается местом поля, ограниченного осями «забота о производстве» и «забота о людях» (рис. 5).

«Дом отдыха» «Команда»

1.9 9.9

«Организация»

5.5

1.1 9.1

«Бедность» «Подчинение»

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту