Планирование осуществляется аналогично построению древа целей, когда наиболее важные дела устанавливаются на вершине, а от них разветвляются в определенной последовательности те действия, которые необходимо выполнить, чтобы достигнуть требуемых показателей (рис. 2., приложение 3). При этом наиболее важной составляющей планирования является определение необходимого времени для выполнения каждого вида работ и возможных ее резервов в случае возникновения различных возмущающих воздействий (рис.3., приложение 4).
1. Круг на сетевом графике обозначает событие (каждое событие соответствует номеру в верхней части круга):
- событие 1 – информация собрана;
- событие 2 – анализ рынка и возможностей техники произведен;
- событие 3 – анализ по поставщикам осуществлен;
- событие 4 – анализ условий приобретения техники выполнен;
- событие 5 – решение о покупке техники принято;
- событие 4 – офисная техника закуплена;
2. Работы на сетевом графике обозначены стрелкой (продолжительность каждой работы проставляется над соответствующей стрелкой). Работа именуется в терминах выполняемого действия (сбор информации, анализ рынка и возможностей техники, принятие решения и т.д.).
3. Резервы времени проставляются в нижней части круга и определяются путем разности между правой и левой его частью.
Проведение деловых встреч и совещаний
О проведении совещания и решаемых на нем вопросах его участники информируются за ранее (не менее чем за несколько часов). Это необходимо чтобы каждый участник смог подготовиться к их решению: собрал необходимую информацию, подготовил краткий отчет, выработал ряд предложений.
В начале совещания директор освещает причину, по которой оно было организованно (отклонение от плановых показателей, снижение трудовой дисциплины и т.д.). Указываются возможные варианты развития ситуации и вероятные последствия. Далее участники зачитывают отчеты по данным вопросам и выносят на обсуждение свои варианты предложений их решения. В момент отчета выступающего запрещено прерывать, и все возникающие вопросы отмечаются на заранее приготовленном листе бумаги.
Если не один из выработанных вариантов не удовлетворяет решению возникшей проблемы, то совместно осуществляется попытка выработать новое, где директор указывает ориентир, к которому должны прийти в результате положительного решения.
На этих совещаниях директор способен реально оценить эффективность такой важной составляющей как уровень коммуникации в его компании.
Деловые встречи готовятся заранее и включают ряд процедур:
1. Предварительная договоренность о встрече, при которой согласовываются день и час встречи, а также место и форма ее проведения. Деловая встреча возникает либо по личной инициативе директора, либо по инициативе делового или потенциального партнер, но в любом случае предполагает взаимную выгоду.
2. Как правило, встреча назначается в период с 10 до 11 либо с 13 до 15 часов. Данное время считается как наиболее удобным, так и наиболее работоспособным.
3. В назначенный день осуществляется контрольный звонок, для уточнения, не возникли ли какие-то непредвиденные обстоятельства способные отменить данную встречу. Если договоренности остаются в силе, встреча проходит по плану.
4. Перед встречей составляется небольшой план, в котором зафиксированы возможные вопросы и выработаны варианты ответов. При возможности выясняются некоторые подробности относительно личности собеседника: его интересы, принципы, личностные характеристики.
5. Стиль поведения в деловой беседе выбирается исходя из позиции собеседника (его заинтересованности, способности повлиять на развитие или существование кампании) и собственных принципов и миссии организации, т.е. необходимо определить границы уступок, за пределы которых вы не переступите ни при каких обстоятельствах. При этом в любом случае недопустимо принижение или оскорбление собеседника.
6. Завершение встречи. Результат любой встречи должен содержать как минимум вероятность повторной встречи, а как максимум деловое сотрудничество. Для этого необходимо подготовить несколько вариантов завершения встречи (компромиссный вариант, наихудший вариант и наилучший вариант).
Организация телефонных переговоров
С появлением телефона стало возможным многие проблемные ситуации решать оперативно, не выходя из рабочего кабинета. С другой стороны неэффективное использование данного вида коммуникации способно создать множество проблем, таких как нехватка рабочего времени из-за постоянных телефонных звонков или размывание основной сути при телефонных переговорах.
Многие руководители решают подобные проблемы при помощи секретаря, через которого осуществляется все телефонные контакты. К сожалению, многим небольшим организациям данный способ решения проблемы недоступен. Но это не означает, что невозможно повысить эффективность от использования телефона и в этих организациях. Для этого лишь стоит придерживаться определенных правил. Так во время выполнения наиболее важных дел или проведения деловых бесед телефон следует просто отключать, а поступающие звонки организовать через определенного сотрудника. Объяснив ему предварительно варианты поведения в различных ситуациях.
Другой способ повышения эффективности телефонных переговоров заключается в построении определенной типовой схемы разговора, которая будет охватывать большинство ситуаций. Примером может служить схема, разработанная на фирме ООО «Флагман» (рис. 9.).
Рис. 9. Типовая схема телефонных переговоров
Указывает на следующие действия в случае получения положительной реакции
Указывает на следующие действия в случае получения нейтральной реакции
Указывает на следующие действия в случае получения отрицательной реакции
Высокая конкуренция и быстро изменяющиеся условия труда, что связанно с применением передовых технологий, заставляют серьезно относиться к такому важному в настоящее время фактору, как человеческий ресурс.
Данное понятие охватывает персонал фирмы не в узком его понимании, а в более широком, которое включает в себя такие показатели как: знания, способности, стремление к самосовершенствованию и творческой работе и т.п.
В управление сотрудниками наиболее важными являются вопросы, касающиеся трудовой мотивации, поскольку считается, и не без достаточных на то оснований, что эффективный работник - это высокомотивированный работник.
Интенсивный переход на новейшие технологии, несомненно, ведет к изменению характера труда, требуя немедленной замены устаревших форм его организации. С этой целью интуитивно или целенаправленно и системно в ООО «Флагман» применяются различные мотивационные функции. Фирме присущи как положительные, так и отрицательные моменты в этом направлении.