Следовательно, структура пособий для интерактивного и самостоятельного (очного и заочного, либо дистанционного) изучения дисциплины может быть следующей:
· структурно-логическая схема дисциплины (составляются, как правило, в виде «карт памяти», показывающих состав дисциплины; добавление стрелок направленности образует схему последовательности изучения, или диаграмму предшествования). Пример схемы дан на рис. 1;
· назначение раздела или подход к содержанию и форме изложения пособия (во введении) и каждого его раздела (приводятся причины рассмотрения конкретных теорий и материалов, их актуальность и способы изложения);
· цели раздела (перечисляются основные результаты, которые желательно достичь в итоге изучения);
· ключевые слова и термины раздела (представляют минимум остаточных знаний по дисциплине, которые должен проявлять обучаемый при той или иной форме контракта);
· гипертекст раздела (информационный массив с указанием смысловых и ассоциативных связей между понятиями основных разделов рассматриваемой дисциплины). Графическое представление главных ее взаимосвязей облегчает дистанционное или самостоятельное изучение, позволяя как бы "одним взглядом" охватить суть дисциплины, изучая гипертекст разделов;
· ключевые выводы по разделу (используются в целях ускоренного повторения материалов курса при подготовке к зачету или экзамену).
Гипертексты могут быть составлены по ряду связанных дисциплин. Подобный подход применен, например, по восьми главам и заключению междисциплинарно-дидактического пособия проф. А.А. Алабугина "Теория и практика менеджмента" (Челябинск, Издательство ЧГТУ, 1996 г. - 273 с.). В этом случае вначале рекомендуется рассматривать гипертекст по интересующей теме, словарь или предметный указатель, затем - соответствующую главу пособия, совпадающую по номеру с гипертекстом. Далее осуществляется возврат в гипертекст и т.д. Следовательно, можно говорить об управлении процессом учения дисциплинам общего менеджмента, объединенных и связанных между собой логикой проекта управления организационными изменениями.
Система гипертекстов менеджмента является, в свою очередь, подсистемой блока гипертекстов других экономико-управленческих наук, представленных отдельными пособиями (по дисциплине). К ним, например, относятся книги указанного автора "Маркетинг: теория и практика", "Финансовый менеджмент: основы теории и практики", настоящее пособие, пособия "Организационное поведение", "Управление персоналом", "Экономика предприятия" и другие. Понятия или темы, заключенные в рамки, подробно объясняются в указанных пособиях и могут быть найдены по их оглавлениям.
Краткие объяснения терминов находятся в словарях, либо в предметных указателях, имеющихся в пособиях. Дидактическая часть пособий отвечает на вопрос "как организовать обучение и изучение дисциплинам наиболее эффективным недерективно-деятельностным методом".
Методика работы с гипертекстами следующая:
1. Изучение системы гипертекстов менеджмента (ГтМi). Для этого их следует читать по стрелкам всевозможных направлений с согласованными окончаниями слов. При этом образуются предложения той или иной длины. Если стрелка закончилась на термине, его подробное разъяснение разыскивается в словаре и пособиях (по их оглавлениям).
2. Номера гипертекстов i соответствуют номерам глав соответствующих пособий. Буква "М" - означает "Менеджмент", "Фi" - главы пособия "Финансовый менеджмент: основы теории и практики", "Мкi" - главы пособия "Маркетинг: теория и практика" и "ММi" - приложению 3 по дисциплине "Международный маркетинг и менеджмент" (к книге по маркетингу).
3. Если стрелка закончилась на сокращении "ГтМi" и т.п., это означает необходимость перехода к соответствующему гипертексту, приведенному в главе пособия с аналогичным номером по оглавлению.
Следовательно, гипертекст служит заочным "консультантом", представляющим справочную информацию сверх (гипер) обычного словаря и пособия. Графическое описание ключевых слов, или понятий, их полных смысловых связей в виде модели гипертекста позволяет "одним взглядом", "по диагонали" охватить основное содержание дисциплины (в данном случае менеджмента). Структурно-логические схемы дают представление лишь о составе и некоторой (вертикальной) взаимосвязи тем курса.
Рекомендуется следующая последовательность работы с гипертекстами в пособии: чтение гипертекста по всем направлениям вдоль стрелок и разветвлениям вплоть до очередного термина (ключевого слова) в рамке (должны получаться осмысленные законченные предложения) - нахождение общего содержания и/или отличий в образовавшихся предложениях - для устранения неясностей или углубления понимания обращайтесь к словарю (ключевые слова - термины словаря заключены в рамки схемы гипертекста) - обращение к предметному указателю (если нет словаря) - обращение к тексту пособия по соответствующей дисциплине (если нет словаря, указателя или Вы хотите более подробно раскрыть содержание ключевого слова) - изучение литературных источников, рекомендуемых пособием по данной дисциплине (для написания реферата, контрольной или курсовой работы, дипломного проекта).
Задание 2. Имея опыт менеджера либо определенные представления о соответствующей профессии, приведите примеры по четырем уровням иерархии изучения дисциплины "менеджмент". Прочтите гипертекст на рис. 2.
Далее в структуре пособия дается основное содержание (по разделам), заключение (выводы по результатам изучения дисциплины и рекомендации, либо иные решения по итогам обратной связи обучаемых). Завершается пособие вопросами для обсуждения, повторения или контроля (зачета либо экзамена).
На рубеже веков расторгаются традиционные психологические "контракты" организаций с их менеджерами. Преданности, послушания, доверительности персонала в обмен на безопасность, служебную карьеру, развитие до выхода на пенсию становится недостаточно. Все это обеспечивали методологии образования и менеджмента адаптивно-репродуктивного (аналогичного копирования и приспособления к внешним изменениям). На первое место выдвигаются требования знаний и умений работы в условиях неопределенности. Поэтому успехов могут добиться организации и менеджеры, самообучающиеся в направлениях идеальных представлений о их будущем. Менеджеры высшего уровня должны уметь использовать теории для решения инновационных задач.
Творчески-генеративный уровень компетентности в очном режиме дистанционного образования обеспечивается при условиях активного изучения современного арсенала ценностей мировой культуры (содержательный аспект дисциплины). Эти ценности в основном отражены в указанных конспектах студентов в кратко-схематическом, сравнительно-проблемном, табличном и т.п. изложении.