· понимать ключевые слова и термины, характеризующие систему взаимоотношений в организации;
· уметь расставлять предметы в работе менеджера, диагностировать проблемы менеджера и взаимоотношений, планировать свою загрузку, использовать источники власти и влияния.
Ключевые слова и термины раздела
Методы управления персоналом, стиль руководства, типичные проблемы менеджера, делегирование полномочий, рабочий план, проблемы взаимоотношений, ресурсы менеджера, формы силы (власти) менеджера, типы контрактов взаимоотношении, информационные потоки менеджера.
Гипертекст раздела (рис. 21)
Задание 71. Конкретизируйте методы управления персоналом:
· административные _
· экономические _ _
· социально-психологические _
Задание 72. Оцените действия менеджера в нижеприводимой (конкретной) ситуации по функциям модели Файоля и одной из трех групп ролей модели Минцберга. Какие советы Вы могли бы дать менеджеру, учитывая требования, ограничения и возможности его работы (вспомните задание 66 и рекомендации П. 2.4.5).
Николай Харлов — менеджер-игрок
Н. Харлов — менеджер по продажам в компании Форд (российский филиал) — был назначен на эту должность шесть месяцев назад.
Рис. 21 Гипертекст ГтМ4 "Управление человеческими ресурсами"
Генеральный директор в ближайшую неделю должен провести с ним аттестационное собеседование по результатам работы за полугодие.
Николай проработал в компании 4 года и до недавнего времени был вполне удовлетворен своей работой сначала в отделе продаж подержанных автомобилей и позднее в отделе продаж новых автомобилей. «Мне нравится продавать, — объяснял Николай. — Я получаю истинное удовольствие от этого». Коллеги и покупатели уважали его за опыт. Он был авторитетным работникам, имеющим постоянных покупателей.
Большинство людей радуется повышению и Николай не является исключением. Однако дела пошли не так хорошо, как ожидалось. Большую часть времени Николая можно было застать в демонстрационном зале, так как он хотел быть в курсе текущих продаж и закупок, надеясь таким образом заслужить уважение продавцов и стать хорошим менеджером.
Казалось, отвлекающим моментам не будет конца, у него совсем не осталось времени для работы в офисе, так что пришлось брать работу на дом. Генеральный директор попросил его изложить свои соображения по поводу предстоящей «Недели большой распродажи». Уже после того, как срок предоставления отчета был согласован, Николай обнаружил, что составить его намного труднее, чем он предполагал. Когда документ был подготовлен, за день до намеченного срока заболел секретарь. В результате возникли определенные трудности с напечатанием отчета. Другие дела у Николая также не клеились.
На обычную церемонию вручения сертификата молодому продавцу - стажеру Николай опоздал, потому что потратил время на беседу с постоянным покупателем и не успел подготовить свою речь. Раз или два одна из продавщиц отсутствовала в то время, когда, согласно расписанию в офисе Николая, она должна была работать. Поступило уже несколько напоминаний от начальника отдела кадров о «Программе обучения в компаниях - производителях» для работников демонстрационного зала, так как Николай опаздывал с предоставлением обоснования найма дополнительного продавца в отдел продаж подержанных автомобилей. Для обоснования требовалось проанализировать данные о продажах за прошедший год и составить подробный и убедительный прогноз на следующий год. Случалось, что важные письма лежали в деловой папке Николая неподписанными в течении нескольких дней. И, наконец, однажды утром у Николая произошел так и оставшийся неулаженным конфликт с одним из продавцов - приемщиков подержанных автомобилей. Как только Николай сказал ему, что цена, которую он предложил за автомобиль клиента, завышена, приемщик, опытный работник, возмутился вмешательством в его действия и пригрозил пожаловаться генеральному директору.
Случилось так, что генеральный директор в тот день отсутствовал, и приемщик поостыл. Однако они стали избегать друг друга, и произошедший инцидент продолжал беспокоить Николая. Казалось, в нем отразились все те трудности, с которыми он столкнулся за шесть месяцев, прошедших с момента долгожданного назначения на новую должность. Оказалось, что стать хорошим менеджером труднее, чем быть удачливым продавцом. Все обернулось не так, как ожидалось.
Задание 73. Хорошо ли Вы и Н. Харлов управляете своим временем? Случается ли Вам и ему:
Таблица 8
Типичные проблемы менеджера | Часто | Иногда | Никогда |
Откладывать работу? | |||
Неэффективно делегировать полномочия? | |||
Путаться в бумагах? | |||
Проводить ненужные совещания? Участвовать в них? | |||
Ошибаться в расстановке авторитетов? | |||
Если Вами более часто помечены квадраты в колонке «Часто», Вы должны задуматься о способах совершенствования управления управлением временем. Свои соображения по этому поводу запишите ниже, комментируя типичные проблемы менеджера (Жд. Адер, 1987) _
Попробуйте расставить приоритеты в Ваших повседневных делах по квадрантам рис. 22.
Важность работ
высокая
низкая
Срочность
работ
низкая высокая
Рис. 22 Приоритеты Вашей работы
Задание 74. Знаете ли Вы точно, сколько стоит Ваше время? Выполните следующее задание: