· Причинами, по которым я пришел на этот курс, были _ _
· Я ожидаю, что этот курс предоставит мне следующие навыки: _ _
· Я ожидаю, что этот курс предоставит мне информацию о следующем: _ _
· Я надеюсь, что смогу изучить следующие темы: _
· Для того чтобы достичь вышеперечисленных результатов, я ожидаю, что _
· Мои сомнения или опасения, связанные с этим курсом, заключаются в _
В парах поделитесь Вашими ответами с коллегой. Обсудите сходства и различия в ответах и зафиксируйте их на плакате:
· важные мысли/вопросы, возникающие в результате Вашего обсуждения;
· любые другие комментарии;
· любые практические предложения/решения, которые возникли у Вас на этой стадии.
В большой группе
· Будьте готовы поделиться Вашими мыслями с остальной частью группы.
Задание 15. Оцените применимость мнений Г. Сэлемена и Д.Батлера (1991 г.) по проблеме "Почему менеджеры не хотят учиться?" к Вашей ситуации:
Да | Нет | |
-недостаточная практичность теорий | њ | њ |
-нелучшая форма подачи материала (недостаточно короткие лекции, мало активных методов) |
њ |
њ |
-несоответствие ценностей обучения организационной культуре, в которой находятся обучаемые менеджеры |
њ |
њ |
-несоответствие способов учебы на рабочих местах формальному образованию | њ | њ |
-влияние различий оценки персонала, престижа образованности в подразделениях организации | њ | њ |
-боязнь новшеств, как источника возможных осложнений (новая методика - перераспределение ресурсов - ослабление положения какого-либо подразделения в организации) |
њ |
њ |
Задание 16. Ресурсы группы, надежды, цели, способы и средства, проблемы и опасения
Работая в тройках, дополните задания 13,14:
· Опишете то, чем Вы занимаетесь на Вашей нынешней работе, и то, как Вы к этому пришли _.
· Составьте перечень любых соответствующих личных ресурсов (знаний, навыков, опыта), которые Вы можете привнести в работу группы и которыми Вы готовы поделиться, для того чтобы помочь своим коллегам в изучении курса _.
· Выполнение каких задач привлекает Вас в Вашей работе менеджера? _ _
· Что Вы находите для себя затруднительным? _
· Чему Вы хотели бы научиться больше всего в ходе изучения курса, т.е. каковы критерии успеха Вашего обучения? _
· Насколько Вы готовы работать сообща с Вашими коллегами по группе? В какой наиболее приемлемой для Вас форме может приходить эта совместная работа? _
· Существуют ли у Вас на этой стадии какие-либо еще проблемы или опасения? _
· Зафиксируйте на плакатах (на доске) основные итоги обсуждения в Вашей малой группе _ _.
В большой группе будьте готовы поделиться с Вашими коллегами результатами обсуждения в Вашей малой группе _ _.
Задание 17. Согласование целей обучаемых и тьютора (преподавателя). Другие цели этого упражнения — помочь Вам понять учебные цели и методы курса, взгляды Вашего тьютора, имеющие отношение к изучению курса, а также потребности и опасения членов группы. Кроме того, оно способствует формированию соответствующего учебного климата в группе.
В малой группе из четырех человек
· Выберите человека, который будет выступать от имени группы.
· Подготовьте ответы на следующие вопросы:
Чему бы Вам больше всего хотели научиться или на чем, Вы бы хотели, был сделан основной акцент в ходе изучения курса?
Каковы Ваши сомнения или опасения, связанные с изучением этого курса? _
· Подготовьте перечень вопросов, которые Вы бы хотели задать Вашему тьютору. Вопросы могут касаться его подхода к обучению, того, как будут проводиться тьюториалы, его ожиданий от студентов и т.д. _
· Зафиксируйте Ваши вопросы на плакатах.
В большой группе выбранный Вами представитель группы должен быть готов представить результаты работы Вашей "четверки" остальным участникам группы.
Заканчивая вводные упражнения, преподаватель (тьютор) должен каким-либо образом и открыто зафиксировать цели, опасения и прочие предложения обучаемых. Затем он сообщит, что в конце курса студенты вновь к ним вернуться с тем, чтобы оценить, насколько они были достигнуты, оправдались. Это явится показателем эффективности обучения и самообразования.
Для реализации принципа активного взаимообмена информацией используются различные способы групповой работы, позволяющие немедленно, в самом образовательном процессе применять теорию, знания, опыт членов группы и преподавателя к решению поставленных преподавателем или группой задач. Групповая структура может меняться в зависимости от целей или этапа образовательного процесса: либо целью служит развитие группы, либо группа является инструментом взаимодействия и поддержки и т.д. Преподаватель выбирает методы самостоятельно.
Задание 18. "Накопленные имена", как метод быстрого знакомства.
Цель: в группе численностью не более 20 человек узнать и запомнить
имена участников, повысить уровень внимательности, настроить на
общение.
Время: около полминуты на каждого человека.
Метод: участники сидят в кругу (или как-нибудь еще). Первый человек
называет свое имя, следующий называет оба имени (свое и
предыдущего), третий называет три имени и т.д. (например: это
Дима; Это Сергей; я — Игорь и т.д.)
Комментарий: каждый участник должен внимательно слушать и запоминать имена других, чтобы назвать их, когда придет его очередь. Если упражнение проводится по описанному правилу, то оно позволяет участникам быстро запомнить имена других людей и способствует созданию доброжелательной обстановки в группе, но может возникнуть напряжение у участников групп, сидящих ближе к концу, или у людей с не очень хорошей памятью или дефектами слуха. Вообще, любому человеку довольно затруднительно запомнить слишком много новых имен сразу. Этот отрицательный эффект можно свести к минимуму, если предложить людям, сидящим ближе к концу, перечислять только 6 имен, названных до них.