· Располагаете ли вы достаточным временем для проведения игры, особенно для заключительного анализа и обсуждения извлеченных уроков?
· Имеются ли все необходимые для проведения игры ресурсы: материалы игры в нужном количестве, соответствующем образом подготовленное помещение, плакаты, фломастеры и т.д.?
· Подготовили ли Вы соответствующее введение в игру, которое создаст у студентов необходимый настрой и объяснит им цели и правила игры, но при этом не будет перегружено излишней информацией?
· По какому принципу Вы будете делить студентов на подгруппы?
· Ясно ли определены временные рамки различны этапов игры?
· Проинструктированы ли должным образом наблюдатели и участники, выполняющие другие роли?
· Какое вмешательство потребуется от Вас в ходе игры (при этом следует помнить, что это не Ваша игра, а студентов)?
· Подготовились ли Вы к заключительному обсуждению? Продумали ли Вы, как будет проходить анализ результатов игры, какие уроки из нее можно извлечь и каково применение этих уроков к реальной жизни?
Задание 38. Имитационные упражнения: в чем их отличие от деловых игр?.
Имитационные упражнения — это структурированные учебные упражнения, имеющие своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на получение участникам опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т.д. Здесь попытайтесь имитировать сдачу экзамена по ключевым словам раздела 1 данной дисциплины, демонстрируя ответы разного качества. Как и в случае деловых игр, эффективное проведение имитационных упражнений требует:
· ясного объяснения целей, правил, ролей процедур и временных рамок _ _,
· отслеживания Вами процесса выполнения упражнений без неоправданного (при отсутствии реальной необходимости) вмешательства в него ,
· оказания помощи участникам в случае необходимости _,
· соответствующего количества времени на проведение ,
· анализа результатов и обсуждения взаимосвязи этого упражнения с другими элементами и аспектами учебной программы .
Задание 39. Ролевые игры: в чем их отличие от деловых игр?
Ролевые игры могут использоваться самостоятельно, а также быть составной частью как деловых игр, так и имитационных упражнений. Это учебное упражнение, в ходе которого имитируется ситуация из реальной жизни и студенты действуют в ней, играя роли ее участников.
Как и в случае с предыдущими методами, эффективное проведение ролевых игр возможно в том случае, если:
· группа и отдельные участники соответствующим образом проинструктированы,
· имеет место конструктивная обратная связь (возможно, с помощью наблюдателей),
· отведено время для извлечения уроков и обсуждения связи игры с остальной учебной программой и реальной практикой.
Ролевые игры должны:
· иметь непосредственное отношение к программе курса и быть легко доступными для понимания, письменные инструкции к ним должны быть составлены достаточно четко,
· быть ориентированы на отработку конкретных учебных моментов, а не касаться в общем виде сразу многих областей _,
· проводиться без всяких театральных реквизитов и другой бутафории, отвлекающих внимание от учебных целей,
· быть достаточно гибкими, чтобы имелась возможность провести анализ происходящего или дискуссию там, где Вы сочтете это уместным, например, если участники игры «увязли в исполнении» своих ролей.
Упражнение. Проведите ролевую игру по результатам задания 3 (табл.1) "Тьютор - обучаемый" три использовании методов педагогики и андрагогии.
Некоторые студенты могут быть весьма обеспокоены перспективой участия в ролевой игре перед группой. Вы можете попытаться уменьшить их беспокойство посредством:
· проведения ролевой игры не в начале программы, а тогда, когда участники получше узнают друг друга и будут чувствовать себя в группе достаточно комфортно,
· привлечения только добровольцев или сначала только добровольцев, в том случае, если предполагается в конечном итоге участие всех,
· предварительного инструктирования в доброжелательной и мягкой манере, что поможет предотвратить возникновение беспокойства и уменьшит ощущение угрозы,
· проигрывания первого раунда игры Вами и одним или несколькими добровольцами,
· предоставления первым добровольцам позитивной обратной связи в мягкой и доброжелательной манере,
· подчеркивания пользы от участия в игре,
· использования игр, в которых вероятность получения участниками позитивного опыта высока,
· отбора на исполнение ролей (или первоначальное исполнение) студентов, которым, как Вы знаете, присуща застенчивость или особое беспокойство,
· заранее продуманного отбора «хороших» исполнителей ролей для начала процесса и демонстрации ролевой игры.
Задание 40. Изучите методом «снежного кома» нижеприводимые материалы.
Учебные ситуации представляют группе возможность совершенствовать навыки решения проблем и принятия решений. Это одно из наиболее проверенных средств достижения активного участия студентов в групповой работе. Они также помогают осознать, что редко реальные проблемы имеют единственно правильные или неправильные решения и что действия часто приходится предпринимать в условиях недостаточной информации, которая как в учебных ситуация, так и в реальной жизни никогда не бывает полной.
Работа над учебными ситуациями помогает совершенствовать навыки и получить опыт в следующих областях:
· выявление, отбор и решение проблем,
· работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации),
· анализ и синтез информации и аргументов,
· работа с предположениями и заключениями,
· оценка альтернатив,
· принятие решений,
· слушание и понимание других людей, навыки групповой работы,
· рассмотрение проблем, связанных с осуществлением принятых решений,
· предоставление результатов групповой работы,
· соотнесение теорий и концепций с учебной ситуацией и с реальной жизнью.
При использовании учебных ситуаций преподавателю необходимо осуществить следующие действия:
· предварительно ознакомьтесь с материалом учебной ситуации;
· представьте учебную ситуацию студентам, особенно отметив, что она иллюстрирует проблемы, с которыми многие из студентов сталкиваются в реальной практике;
· подчеркните, что работа над ситуацией носит аналитический характер. Отметьте, что цель не состоит в обязательном достижении решения и что группа может и не найти решения описанных проблем или идеального выхода из ситуации;
· подчеркните важность понимания и учета многогранности и многофакторности описанной ситуации (так же как и в реальной жизни). Обратите внимание на отдельные факторы, влияющие на ситуацию и взаимосвязи между ними;