Значение вводных "разогревающих" упражнений состоит в обеспечении открытости окружения образовательного процесса (рис. 4). На Вашем первом тьюториале или вводном занятии Вам необходимо создать непринужденную обстановку, помочь студентам познакомиться друг с другом и с Вами, а также выявить и обсудить существующие у студентов возможные опасения, связанные с предстоящим обучением. Если группа состоит из студентов, впервые проходящих обучение с использованием деятельностных методов, то полезно кратко объяснить им преимущества активного обучения по сравнению с пассивным, с тем, что они могут извлечь максимальную пользу из своей работы по программе курса.
Для включения в последующую совместную работу группу надо "разогреть" с помощью специальных упражнений/заданий, помогающих создать в группе благоприятный для обучения климат и обеспечивающих введение в проблематику конкретного курса. Они ориентированы на достижение следующих целей:
· растопить "лед" в группе;
· помочь студентам задуматься о своих установках, связанных с изучением курса, и высказывать вслух любые существующие у них на этот счет опасения/беспокойство;
· обеспечить возможность выявления различных проблем, связанных с обучением, и рассмотреть возможные способы их разрешения;
· объяснить/обсудить роли тьютора и студентов в ходе обучения;
· дать первоначальные представления об учебных целях и методах курса в терминах тьюториалов, письменных заданий, учебных пособий и аудио— и видеосюжетов.
Использование "разогревающих" упражнений требует внимательного отношения к их подбору и проведению. При этом следует придерживаться следующих "мер предосторожности":
· использовать не просто интересные привлекательные упражнения, а только те, которые напрямую соотносятся с учебными целями;
· не использовать упражнения, которые могут смутить людей; в ходе таких упражнений никто не должен чувствовать себя "проигравшим" или не достигшим успеха;
· не допускайте, чтоб "разогревающие" упражнения затягивались надолго; как только поставленная в них задача выполнена, переходите к основной программе занятия.
При проведении таких упражнений необходимо предварительно тем или иным способом познакомить Ваших студентов друг с другом, а также организовать учебное пространство таким образом, чтобы все участники могли видеть друг друга (например, разместив их вокруг круглого стола или столов, составленных буквой П). В процедуре знакомства можно использовать форму "Знакомимся друг с другом", либо задание 6. Они могут быть проведены как самопрезентации , так и как представление друг другу (после взаимоинформирования в парах учебной группы).
Задание 12. Проблемы, связанные с возвращением к обучению (особенно полезно, если в группе есть люди, долгое время нигде не обучавшиеся).
Знакомимся друг с другом
Меня зовут _
В настоящее время я работаю
Мой опыт менеджера _
Я изучаю курсы "Менеджмент", "Эффективный менеджер" потому, что
Одним из аспектов, которые я бы хотел улучшить в своей деятельности в качестве менеджера, является
Какой наибольший эффект Вы ожидаете от этих курсов?
Какие сомнения у Вас имеются в отношении этих курсов? _
На первом тьюториале я надеюсь
Что я хочу непосредственно сейчас выяснить по поводу курсов — это _
Индивидуально:
Прочтите проверенный ниже перечень утверждений, связанных с обучением. Отметьте те из них, которые применимы к Вам, а также коротко поясните любые отличия Вашей ситуации от описанного в них. Вы можете соответствующим образом переформулировать эти утверждения с тем, чтобы они в большей степени соответствовали именно Вам.
В парах:
Сравните и обсудите с коллегой по группе Ваши сходства и отличия в ответах.
В четверках:
Обсудите Ваши ответы и на плакатах/на доске выпишите основные проблемы/вопросы, выявленные в ходе обсуждения, а также любые практические предложения/решения, которые были найдены в Вашей малой группе на этой стадии.
В большой группе:
Будьте готовы поделиться Вашими идеями и способами разрешения проблем с остальной частью группы.
Задание 13. Ответьте на вопросы теста "Мотивы и опасения предстоящего обучения (да или нет, неуверен и т.п.):
1. Я не уверен, что смогу найти достаточно времени для учебы
2. Я заинтересован в знакомстве с новыми людьми _
3. У меня имеются опасения по поводу того, как учеба скажется на остальной моей жизни _
4. Я нахожу для себя сложным концентрироваться на чем-либо в течение долгого времени
5. Мне интересно испытать себя, вновь вернувшись к обучению
6. Я давно не писал никаких письменных заданий и опасаюсь, что не смогу легко выражать свои мысли на бумаге
7. Моя память сейчас не столь хороша, как была раньше
8. Я беспокоюсь по поводу того, что изучение курса может оказаться непростым делом и я не смогу справиться с ним _
9. Мне нравится обсуждать проблемы/работать над проблемами с другими людьми
10.Я беспокоюсь по поводу сдачи экзамена
11.Мне будет непросто вновь засесть за учебу
12.Я не знаю точно как окружающие (друзья/семья/коллеги) отреагируют на мою учебу
13.Я не слишком хорошо умею организовывать свое время
14.Я опасаюсь, что усвоение больших объемов информации окажется для меня непростым делом, и сожалею, что не умею читать быстрее
15.Мне интересно, есть ли в моей группе люди, которые в меньшей степени, чем я, утратили навыки формального обучения
16.Я предполагаю, что дома меня будут отрывать от учебы, и еще не знаю, как справиться с этой проблемой
17.Я опасаюсь, что не смогу уложиться в предлагаемые сроки и завершить курс _
18.Я рад, что у меня есть место, где я могу спокойно уединиться для учебы_
19.Я не знаю точно, в какой степени открыто мне можно обсуждать мое обучение с окружающими
20.Жесткие сроки дают мне прилив сил для того, чтоб засесть за работу _
21.Я чувствую себя неуверенно, когда мне предстоит выступать перед незнакомыми людьми
22.Завершая какую—либо работу, я испытываю реальное чувство достижения _
23.Я испытываю некоторые опасения по поводу того, что обучение может отказаться слишком академичным и оторванным от реальной жизни
24.Я несколько обеспокоен тем, как скажется на учебе моя большая загрузка на работе _
Я люблю и умею работать самостоятельно _
Если преобладает число ответов "Да", Вам особенно серьезно следует "научиться учиться". Изучайте чаще Часть 1 пособия.
Задание 14. Размышления о дисциплинах менеджмента. Индивидуально задумайтесь о курсе, который Вы собираетесь изучать, и закончите следующие предложения: