Задание 60. После просмотра видеосюжета заполните табл.5 и обсудите опыт зарубежного менеджмента, используя рекомендации П.2.4.3.
Таблица 5
Насколько важен этот вид деятельности в Вашей работе | ||||
Виды деятельности трех менеджеров | Очень важен | Важен | Не очень важен | Совсем не важен |
Выяснение, что нужно сделать | ||||
Планирование путей достижения целей | ||||
Поиск информации | ||||
«Поддержка контакта» с командой | ||||
Проверка осуществления плана | ||||
Добавьте еще один, два общих для всех менеджеров вида деятельности, которые вы заметили сами в работе либо при изучении предыдущих занятий.
Задание 61. Опишите приемы конкретных Ваших действий (как реального или будущего менеджера) в пяти направлениях модели Файоля (можно ли применить модель в обучении?), предложенной в 1916 году:
· Прогнозирование и планирование _
· Организация
· Отдача распоряжений (руководство) _
· Координация действий исполнителя _
· Контроль выполнения планов _
Задание 38. Каким Вам представляется рекомендуемый Файолем стиль руководства менеджера? Должен ли менеджер быть диктатором, спускающим приказы, или, наоборот, этаким «отцом семейства», а может, посредником или кем-то еще? Опять-таки сначала запишите свои мысли и только после этого прочитайте вариант ответа, приведенный ниже. Согласитесь ли Вы с утверждением, что модель Файоля – это взгляд «извне» на деятельность менеджера?
Что значит понятие «менеджер-лидер»? _
Создавая свою модель менеджмента, Файоль предложил в качестве третьего элемента модели — «Отдавать распоряжения». Современное звучание этого элемента, «Руководство», не носит столь директивного характера, и поэтому мы будем использовать оба термина — классический, по Файолю, и современную трактовку.
Задание 63. Опишите действия персонажей видеосюжета, наиболее (по Вашему мнению) использующего модель Файолю.
Задание 64. Опишите управленческие роли по модели Минцберга, выполняемые в видеосюжете.
Задание 65. Для каждой аналогичной роли опишите примеры Вашей (либо известной Вам) практики менеджерских действий по 10 нижеприводимым ролям модели Минцберга (1972 г.):
Роли менеджера Примеры из Вашей работы (учебы)
Межличностные роли
1. Глава
2. Лидер _
3. Связующее звено
Информационные роли
4. Получатель (монитор)
5. Распространитель _
6. Представитель
Роли в принятии решений
7. Инициатор (предприниматель)
8. Устранитель проблем
9. Распределитель ресурсов _
10. Ведущий переговоры (посредник) _
Задание 66. Подумайте о том, какие из управленческих ролей по Минцбергу являются доминирующими в Вашей текущей работе, и затем отметьте их галочками в соответствующих графах.
Таблица 6
Роль в моей работе (учебе) | ||||
Роль | Вообще говоря, эта роль очень важна в моей работе | Я предвижу время, когда эта роль станет важной | ||
Да | Нет | Да | Нет | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Межличностные роли Глава | ||||
Лидер Связующее звено | ||||
Информационные роли Получатель Распространитель Представитель | ||||
Роли в принятии решений Инициатор (предприниматель) Устранитель проблем Распределитель ресурсов Ведущий переговоры (посредник) |
Оценив в 5 балльной системе (самооценка и оценка коллег, подчиненных) качество выполнения ролей, найдите резервы в улучшении Вашей работы. Согласны ли Вы с тем, что модель Минцберга – это взгляд «изнутри» на деятельность менеджера?
Задание 67. Исследуйте Ваше окружение в диаграмме, образно называемой «яичница» в модели Р. Стюарт (1982г.), учитывающей требования, ограничения и возможности выбора менеджера, зависящие от его деятельности (деятельности студента).