К новым прогрессивным формам организации управления относится матричная и квазииерархическая структура управления (рис.1.7).
Рисунок 1.6 - Смешанная дивизиональная структура
Матричная структура - эта организационная структура предполагает одновременное использование в управлении корпорации обоих принципов (продуктового и регионального).
Таким образом, каждый управляющий становится подотчётен вышестоящим руководителям сразу по двум направлениям - по виду продукции и по региону, где расположено предприятие (подразделение).
Матричная структура позволяет организационно решить задачу меж функциональной координации и объединение различных видов деятельности, подчиняя их достижению поставленных целей, при этом эффективно сочетаются вертикальные и горизонтальные связи в управлении, достигается оптимальное соотношение централизации и децентрализации.
Одним из важнейших направлений в работе организации является работа с персоналом. Крупные корпорации уделяют особое внимание именно этой службе, т.к. от успешности её работы во многом зависит производительность труда всех работников организации. На рис. 1.9 представлена структура отдела кадров близкая к идеальному варианту.
Рисунок 1.7 - Матричная структура управления
Организационная структура кадровой службы, как уже отмечалось, определяется её функциями, отражая каждую из них, и ориентированна на поставленные задачи (рис. 1.8).
Рисунок 1.8 - Место кадровой службы в структуре организации
Сектор найма рабочей силы |
Сектор подготовки и продвижения персонала | ||
Планирование Набор Отбор Интервьюирование, тестирование Организация других испытаний |
Разработка программ обучения Профобучение Корректировка жизненных планов | ||
Сектор стимулирования и оплаты труда |
Сектор изучения кадров, оценки кадров | ||
Анализ трудовых процессов Планирование затрат на персонал Тарифные соглашения Изучение мотивации труда Установление систем стимулов и компенсаций Разработка систем оплаты труда: тарифных и бестарифных Разработка других методов оплаты труда |
Анализ качества трудовой жизни, степени удовлетворения важнейших личных потребностей через деятельность в организации Определение морально- психологического климата в коллективе Организация оценки кадров Внутрифирменные перемещения Оценка содержания труда Планирование оптимального состава персонала | ||
Сектор трудовых отношений | |||
Изучение социальной напряжённости Заключение коллективных договоров Развитие отношений с органами рабочего самоуправления | |||
Сектор стратегического управления персоналом |
Сектор профориентации и адаптации | ||
Разработка стратеги управления персоналом для достижения целей организации Планирование развития персонала Анализ информации по рынку труда планирование потребности в персонале Обеспечение руководства кадровой информацией |
Профориентация в коллективе Адаптация кадров в коллективе Планирование сохранения персонала | ||
Сектор охраны труда и техники безопасности | |||
Группа медицинского обслуживания персонала Курсы по охране труда Изучение условий труда и их корректировка Управление отношениями по охране труда | |||
Рисунок 1.9 - Организационная структура отдела кадров
В организациях с небольшой численностью каждую кадровую функцию или несколько может выполнять один работник.
Современная система управления организации, чтобы быть эффективной, должна отвечать трём главным требованиям:
- должна быть эффективна с точки зрения политики бизнеса;
- регулярно обновляться;
- обеспечивать умеренную чувствительность к изменению внешней среды.
При этом форма организации должна опираться на три столпа, каждый из которых отвечает одному из требований. Для обеспечения эффективности имеется столп «устойчивости»; для осуществления регулярной обновляемости столп «предприимчивости»; а чтобы обеспечить профилактику окостенения - столп «ломки привычек» (систематическое переключение внимания персонала на новые задачи). Система управления должна быть готова к постоянным реорганизациям, т.е. готова регулярно отпочковывать новые отделения, перераспределять ресурсы для увеличения эффективности, привлечь таланты и объединить их проектные группы. Подобные реорганизации проводят IBM, 3M, Microsoft, Сименс, Джонсон & Джонсон.
Под кадровым обеспечением системы управления понимается необходимый количественный и качественный состав работников службы кадров организации. Расчёт потребности в кадрах зависит от целей и уровня планирования.