Целью сегментации потребителей металлопроката для фирмы ООО «Флагман», является усиление ее конкурентоспособности по отношению к основным конкурентам.
При сегментации рассматривалось 289 предприятий г.Челябинска и челябинской области. Из них около 8,4% предприятий («лидеры») потребляют 57,1-59,5% всего металлопроката, 11,8% предприятий («средние») потребляют 19,7%-21,3%, а остальные 79,8% предприятий («мелкие») потребляют не более 23%. На основе проведенного исследования составлена таблица 5:
Таблица 5. Экономические показатели металлоперерабатывающих предприятий (данные за 2004 год)
Группа предприятий по потребляемому металлопрокату | Количество предприятий, единиц | Структура предприятий, % | Среднее количество потребляемого металлопроката, тн/мес | Структура потребляемого металлопроката, % | Средняя цена за металлопрокат, руб/тн |
«лидеры» | 24 | 8,4 | 5753,5 | 58,3 | 17796,8 |
«средние» | 34 | 11,8 | 733,2 | 20,5 | 18601,2 |
«мелкие» | 231 | 79,8 | 56,4 | 21,2 | 21050,04 |
Общий объем рынка, на котором функционирует фирма составляет ≈ 3 226,876 млн. руб. (± 12 250 тыс. руб.). Данный рынок является относительно стабильным. По экономическим прогнозам темпы роста на ближайшие 1 - 2 года будут составлять 8 - 11% в год.
На основании проведенной сегментации построена диаграмма распределения потребителей металлопроката (рис. 10.).
Рис. 10. Структура Потребителей металлопроката
Особенностью данного рынка является
· Покупателей много, как крупных, так и мелких
· Высокая конкуренция среди фирм торговцев металлопрокатом
· На предприятиях для закупок используются специалисты
· Покупатели требуют льготных условий
ООО «Флагман» осуществляет свою деятельность на следующих сегментах рынка:
· Рынок строительных организаций
· Рынок фирм, изготавливающих металлические конструкции.
· Рынок металлоперерабатывающих предприятий
· Рынок предприятий производящих автомобильную технику
И хотя рассматриваемая фирма является развивающейся на данном рынке, она существенно уступает своим основным конкурентам по таким показателям как: валовая выручка, рентабельность продаж, объем оказываемых услуг и т.д.
При сегментации потребителей была разработана таблица, в которой были отражены наиболее значимые факторы с точки зрения фирмы «Флагман» для ее развития и укрепления конкурентной позиции на рынке (приложение 5, табл. 4). По каждому предприятию был произведен сравнительный анализ, с целью определения насколько данная организация соответствует возможностям самой фирмы (табл. 6). Сравнение производилось с помощью разработанной оценочной шкалы, где было определенно пороговое значение, при котором принималось решение о включении (не включении) данного предприятия в свою стратегическую программу. То предприятие, которое набрало количество балов ниже допустимого порогового значения, было исключено из стратегической программы ООО «Флагман».
Таблица 6. Определение рейтинга потребителя для решения вопроса о включения его в свою стратегическую программу.
№ п/п | Характеристика | Вес (W) | Рейтинг (R) | W * R |
1. |
Предприятие осуществляет очень много закупок на вторичном рынке | 10 | 10 1 да нет | ---- |
8. |
Выполнение предприятием своих финансовых обязательств | 9 | 10 1 выполняет не выполняет | ---- |
3. |
Степень удовлетворенности предприятия работой поставщиков-конкурентов | 8 |
10 1 удовлетворено не удовлетворено | ---- |
2. |
Предприятие потребляет много металлопроката | 7 | 10 1 да нет | ---- |
10. |
Предприятие активно развивается в своей отрасли | 6 | 10 1 да нет | ---- |
6. |
Предприятие требовательно к качеству товара | 5 | 10 1 да нет |
---- |
4. |
Предприятие имеет разветвленную инфраструктуру | 4 | 1 10 да нет | ---- |
9. |
Удаленность предприятия от основных поставщиков металлопродукции | 3 |
10 1 удалено не удалено | ---- |
5. |
Предприятие требовательно к цене товара | 2 | 1 10 да нет | ---- |
7. |
Предприятие занимает доминирующее положение в своей отрасли | 1 | 1 10 да нет | ---- |
Общий рейтинг |
W * R |