Основным структурным подразделением по управлению персоналом на современном предприятии является отдел кадров. На него возложены функции по приему и увольнению работников и в некоторых случаях - по организации их обучения, повышению квалификации и переподготовке.
Отделы кадров чаще всего структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями предприятия, которые самостоятельно выполняют функции управления персоналом. В результате кадровые службы, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми и в профессиональном отношении.
Формирование дееспособной системы управления персоналом необходимо начинать с создания службы управления персоналом нового типа. Такие службы организуются на базе традиционных отделов кадров, организации труда и заработной платы, охраны труда и техники безопасности и др. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций от чисто кадровых до стимулирования трудовой деятельности, управления профессиональным продвижением, предотвращения конфликтов, изучения рынка трудовых ресурсов и т.п.
Формирование организационной структуры службы управления персоналом включает следующие этапы:
• структуризацию целей управления персоналом;
• определение состава функций управления, позволяющих реализовывать эти цели;
• формирование состава кадровой службы;
• определение прав и ответственности работников службы;
• расчет трудоемкости функций и численности службы, построение конфигурации организационной структуры.
На начальном этапе развития служба управления персоналом функционирует как штабное звено с приоритетом консультативных функций. Впоследствии она наделяется управленческими полномочиями и участвует в управлении делами предприятия.
Количественный состав службы управления персоналом определяется:
• организационно-штабными структурами;
• уставом предприятия;
• общей численностью работников предприятия;
• конкретными условиями и характерными особенностями предприятия, связанными со сферой его деятельности;
• масштабами и разновидностями отдельных производств;
• наличием филиалов;
• социальной характеристикой предприятия;
• сложностью и трудоемкостью решаемых задач;
• квалификацией работников.
По данным зарубежной литературы, общая численность сотрудников службы управления персоналом обычно составляет 1,0 -1,2% от общей численности коллектива. Кроме того, необходимо учитывать, что многие работники предприятия, участвуют в подготовке и реализации кадровых решений в рамках деятельности служб управления персоналом, не состоят в его штате. К ним относится значительная часть профессоров и преподавателей учебных центров и университетов, инженеров - участников вербовочных бригад в вузах.
Определение организационного положения сотрудников.
В случаях, когда рассматривается организационный аспект деятельности предприятия, уместно его персонал именовать сотрудниками, то есть совместно работающими коллегами.
Расстановка персонала по рабочим местам и организация их труда осуществляются на основе функциональных обязанностей, прав и характера ответственности каждой должности, содержащихся в должностных инструкциях.
Должностная инструкция составляется на основе типовых требований к должности, содержащихся в квалифицированном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, и с учетом изменяющихся социально-экономических условий. Соответствие способностей сотрудника должностной инструкции определяется по результатам аттестации. Для
разработки некоторых должностных инструкций следует более глубоко изучить функции соответствующих должностей, чтобы определить дополнительные требования к сотруднику, который будет ее занимать, к его внешнему виду, интеллектуальным способностям, коммуникабельности.
Согласно новой парадигме бизнеса ориентированного на индустрию человека, предприятие — это место, где человек получает возможность удовлетворить все свои интересы и потребности. Динамизм современной эпохи обусловливает мобильность всех хозяйствующих субъектов, в результате человек превращается в элемент гибкой и чувствительной системы. Это требует от него высокой квалификации и мобильности. Новый стиль управления предоставляет свободу действий, высвобождает инициативу и творческие возможности. Использование этих возможностей проявляется в соответствии с уровнем культуры человека.
Адаптирующая подсистема организационной системы управления персоналом предприятий способствует продолжению и развитию предприятия в условиях внешней среды.
Профориентация является первым элементом организационной системы. Основная функция этого элемента состоит в формировании престижа работы, в стимулировании ее привлекательности, а так же в выявлении профессиональных способностей и склонностей у потенциальных работников обрести умелость его выполнения.
Профориентационная работа осуществляется в трех формах.
1. Профессиональное просвещение - начальная профессиональная подготовка школьников по основам различной профессиональной деятельности.
2. Профессиональная информация - система мер по ознакомлению ищущих работу с ситуацией на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, характером работы по основным профессиям и специальностям, с условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала.
3. Профессиональная консультация - оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности, обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направления переобучения.
Профориентация решает следующие задачи:
• информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности;
• создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;
• выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Положение работника на предприятии определяется условиями профотбора и найма потенциальных сотрудников. Профотбор производится в нескольких формах:
1. Подбор - выбор из нескольких сотрудников, имеющих одинаковые специальности, отвечающих одним и тем же требованиям;
2. Профессиональный набор - массовое назначение или выбор на работу специалистов различных профессий и квалификаций, прошедших отбор и профотбор;
3. Выдвижение -назначение сотрудника, работающего в данном коллективе, на новую, более высокую должность;
4. Ротация - назначение, при котором место работы меняется в соответствии с принципом: «найти нужному сотруднику нужное место». В этом случае формируется сотрудник с квалификацией широкого профиля.
В ходе профотбора, а также периодически в процессе деловой деятельности проводится деловая оценка сотрудника на предмет его соответствия запросам предприятия.