рефераты по менеджменту

Конкуренция в инновационной деятельности

Страница
2

Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами, поэтому все спортивные товары или все товары для развития интеллекта (игры) в одном магазине функционально конкурируют друг с другом.

Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной и той же цели, но отличающихся по каким-то существенным характеристикам (например, музыкальные центры с различным уровнем звуковой мощности).

Предметная конкуренция возникает в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих незначительные отличия.

В конце XIX - начале XX вв. получила развитие внутриотраслевая конкуренция. Соперничество предприятий одной отрасли за получение сверхприбыли позволяет не просто следовать в авангарде научно-технического прогресса, а быть все время впереди. Именно механизм внутриотраслевой конкуренции позволяет многом странам с рыночной экономикой занимать лидирующее положение на мировом рынке.

Один из самых острых вопросов рыночного хозяйства – конкуренция за повышение технического уровня и качества изготовляемой продукции. Высокое качество обеспечивает преимущество в конкурентной борьбе за потребителя, создает перспективу на дальнейшее развитие производства. Качество труда и продукта – одновременно и цель конкурентной борьбы, и средство ее достижения. Репутация производителя тесно связана с качеством его товаров, отсюда – уважение к фирменному знаку покупателей и самих работников, многолетние традиции по укреплению престижа фирмы за счет повышения качества изделий и услуг.

Недобросовестная конкуренция

В предпринимательской практике встречается недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим предпринимателям.

В российской предпринимательской практике в настоящее время, как правило, используется так называемые методы недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция представляет собой применение методов и приемов, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкурентной борьбы.

Виды недобросовестной конкуренции:

· скрытое использование чужой торговой марки;

· подделка продукции конкурента;

· подкуп сотрудников конкурента;

· продажа продукции по ценам ниже рыночных с целью подрыва позиций конкурента;

· неоправданное повышение уровня оплаты труда с целью привлечения персонала конкурентов в свою фирму;

· тайный сговор конкурентов на торгах;

· экономический и промышленный шпионаж;

· распространение ложной информации;

· махинации с деловой отчетностью;

· физическое уничтожение конкурента;

· разглашение коммерческой тайны конкурента;

· необъективная реклама.

У фирм, к которым была применена недобросовестная конкуренция, не редко резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

Понятие конкурентоспособного товара

Товар – центральная фигура, главное действующее лицо на мировом рынке. В нем находят отражение все особенности и противоречия мирового хозяйства в его исторической определенности. Интернационализация хозяйственной жизни и НТП, развивающиеся с необратимостью объективных законов, непосредственно и полнокровно отражаются в товаре, в его потребительских и стоимостных характеристиках, в продолжительности жизненного цикла товара, в структуре и динамике товарных потоков.

Товар – наиболее конкретный носитель материальной и духовной культуры общества, наиболее чуткий индикатор экономической силы производителя (будь то отдельное предприятие, страна или группа стран). Конкуренция, как уже подчеркивалось выше, выступает основной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится орудием конкурентной борьбы, ее видимой причиной и неизбежным следствием. Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который принято называть конкурентоспособным. Именно он должен стать целью работы экспортера, его главной заботой и стимулом. Конкурентоспособный товар одновременно должен быть объектом особого внимания государства, центральным звеном внешнеэкономической стратегии, ее материальной основой и наглядным критерием эффективности.

Конкурентоспособность товара – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособный товар – синтетический показатель, отражающий в себе итоги многих слагаемых: эффективности работы конструкторских бюро; производственной деятельности предприятий, их смежников; работы внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних рынках. Но на мировом рынке – это не только высокое качество и достигнутый технический уровень. Это и умелое маневрирование товарами в рыночном пространстве и во времени, а главное –максимальный учет требований рынка, конкретных покупателей. Конкурентоспособный товар предполагает очень гибкую реакцию экспортера на требования рынка и поведение конкурентов. Товар требуемой потребительской ценности должен быть не только произведен в необходимых количествах и вовремя доставлен покупателям; необходимо гарантировать его сервис на уровне, сложившемся в мировой практике.

Существует тесная взаимосвязь между понятиями "конкурентоспособность" и "качество", "конкурентоспособность" и "технический уровень", но ставить знак равенства между первым понятием и двумя другими неправомерно. Понятие "конкурентоспособность" значительно шире понятий "качество" и "технический уровень" продукта, хотя последние и являются важнейшей составной частью конкурентоспособного товара.

Коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе на рынке инновационной деятельности вынуждены:

· повышать технический уровень производства;

· улучшать технический уровень продукции или системы услуг;

· развивать организацию производства и менеджмента;

· повышать качество продукции и услуг;

· снижать издержки производства;

· совершенствовать систему технического обслуживания;

· сокращать эксплуатационные расходы потребителей;

· повышать полезный эффект своей продукции, вида услуг.

Для повышения полезного эффекта от выпускаемой продукции предприятие должно использовать в своей конкурентной борьбе инновационный подход, который определяет следующие принципы:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту