существенное увеличение мелких и средних фирм с современным печатным оборудованием в связи с невысоким барьером входа в отрасль;
переход части объемов упаковочной продукции с коробочной на гибкие упаковки;
обострение конкуренции на рынке кашированной продукции, в связи с покупкой оборудования для каширования предприятиями - конкурентами: Венпап (г. Москва), Набережно - Челнинский ЦКК;
усиление конкуренции со стороны основных конкурентов ("Полиграфоформление", г. Санкт-Петербург, "Московский Картонно-полиграфический комбинат");
монополизм поставщиков сырья на рынке.
Возможностями эффективной работы предприятия являются:
увеличение емкости рынка из-за роста потребности в упаковке с появлением новых отечественных и зарубежных предприятий пищевой промышленности, машиностроения и других отраслей;
рост объема производства и модернизация существующих отечественных предприятий пищевой промышленности;
использование технологий, позволяющих повысить качество печати, отделки и снизить издержки производства.
Таким образом, исследуемое предприятие ЗАО "ГОТЭК" занимает одно из лидирующих позиций на рынке упаковочных материалов. На данном предприятии в течение 2006 - 2008 г. г. прослеживается тенденция увеличения объемов производства и реализации готовой продукции за счет внедрения современного оборудования и его эффективного использования, а также повышения производительности труда на 61,0 %.
Рисунок 9 - Факторы, оказывающие влияние на ЗАО "ГОТЭК"
Сильными сторонами ЗАО "ГОТЭК" являются вложение инвестиций в персонал и производство, активные действия по продвижению своей продукции на рынок, широта ассортимента, положительный имидж.
Но в тоже время, в 2008 г. финансовое положение предприятия ухудшилось. Менее эффективно стали использоваться оборотные средства, продолжительность их оборота повысилась с 106 дней до 120 дней. Это состояние обусловлено высокой долей запасов в структуре оборотных активов. В результате превышения операционных и внереализационных расходов над доходами, предприятием были получены убытки в размере 7 млн. руб. Финансовая устойчивость предприятия снизилась. Доля заемного капитала возросла до 90 %, прибыльность собственного и оборотного капитала уменьшилась.
Основные направления развития производственного потенциала ЗАО "ГОТЭК" и повышение экономической эффективности его деятельности путем:
технического переоснащения производства за счет модернизации оборудования, совершенствования действующих технологических процессов, внедрения новой техники и современных высоко эффективных технологий;
наращивания мощностей производства ранее освоенной ликвидной продукции, повышения ее конкурентоспособности за счет улучшения потребительских свойств и снижения себестоимости её производства;
расширения номенклатуры производимой продукции за счет организации производства принципиально новых видов продукции на базе имеющихся сырьевых, технологических и кадровых ресурсов.
Программа включает проекты, имеющие первоочередное значение для ЗАО "ГОТЭК", позволяющие выйти на новый качественный уровень технологий, соответствующих современным требованиям. В ее рамках осуществляются проекты, направленные на реконструкцию и модернизацию действующих производств, создание новых производств. Среди них следует отметить:
развитие и техническое перевооружение производства гофропродукции;
организацию новых производств и освоение выпуска новых видов продукции.
Проект реконструкции производства гофрокартона является частью программы стратегического развития ЗАО "ГОТЭК". Наибольшие суммы направлены на реконструкцию цехов производства. Финансирование проекта осуществляется предприятием за счет собственных средств и путем привлечения кредитов.
ЗАО "ГОТЭК" располагает:
производственными мощностями, используемыми для производства гофропродукции;
транспортными коммуникациями для вывоза продукции потребителю;
инфраструктурой, обеспечивающей производство гофрокартона.
В настоящее время в ЗАО "ГОТЭК" выпускается несколько не сколько видов гофропродукции: упаковка из металлизированного картона, новогодняя подарочная упаковка, упаковка из картона хром - эрзац, упаковка из кэшированного картона, упаковка из пластика.
В соответствии с программой стратегического развития ЗАО "ГОТЭК" планируется освоить ряд новых перспективных видов продукции, заняв с ними основную долю российского рынка. В цехе начата реализация проекта по модернизации схемы по выпуску упаковки с многоцветной печатью, которая находит широкое применение в практически во всех отраслях производства.
На протяжении длительного времени в адрес цеха не поступило ни одной претензии, что говорит об отлаженной технологии производства и высоком качестве выпускаемой продукции.
Освоение новых продуктов для укрепления своих деловых и экономических позиций на уже сформированных и освоенных рынках это и есть предлагаемая мною стратегия развития ЗАО "ГОТЭК". В рамках перспективных направлений развития предприятия, мною предложен стратегический план по выпуску упаковки с многоцветной печатью. Для этого имеется работоспособная технологическая схема и вся необходимая техническая документация для производства.
Стратегия "концентрированного роста", подразумевается с изменением товара или рынка. Из стратегий, находящихся в этой группе выбираем стратегию "развития продукта", предполагающая решение задачи роста за счёт производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке. В нашем случае производства упаковка с многоцветной печатью. Это перспективная стратегия позволит ЗАО "ГОТЭК" укрепить свои позиции на рынке гофропродукции.
Всё это должно привести к увеличению объёмов продаж и реализации и, как следствие, увеличение и повышение доходов предприятия.
Таким образом, для реализации стратегии развития ЗАО "ГОТЭК" должны быть учтены наличие финансово-материальных ресурсов, ресурсов резерва персонала, к которому, в новых условиях, будут предъявлены требования другого уровня принятия решений, ответственности и подхода к выполнению своих должностных обязанностей. Только при условии наличия этих ресурсов и возможностей персонала можно подходить к реализации перспективных программ всерьёз. Иначе, при отсутствии вышеперечисленных предпосылок, реализация перспективных программ может превратиться в напрасное, непродуктивное расходование финансов, персонала и иных ресурсов ЗАО "ГОТЭК"
До тех пор, пока предприятие не исчерпало возможности для роста в своей отрасли, эта стратегия является эффективной. Предприятие либо улучшает продукт, либо выпускает новый на том же рынке или на другом не изменяя отрасли. Согласно этой стратегии, ЗАО "ГОТЭК" стремится к увеличению объёма продаж, к увеличению доли рынка, к расширению ассортимента продукции.