Таблица В.7 - Интегральная оценка эффективности (уровня) организационной культуры
Критерий оценки |
Описание критерия |
Вес (значимость) |
Балл, n-экспертов |
Взвешенный балл |
1. Наличие системы общеорганизационных ценностей |
Ценности - это относительно устойчивое и социально обусловленное избирательное восприятие личностью материальных, социальных и духовных благ, это набор стандартов и критериев, которым она следует. Система общеорганизационных ценностей - принятые в организации приоритеты, имеющие значение для всех сотрудников и оберегаемые ими. Выделяют ценности-цели, отражающие стратегические цели существования организации и ценности-средства, т.е. ценные для данной организации качества персонала (дисциплинированность, честность, инициативность) и характеристики внутренней среды (командный дух), которые позволяют достигнуть ценности-цели. |
0,2 |
3,5 |
0,7 |
2. Уровень социально-психологического климата |
Социально-психологический климат - это устойчивая система внутренних связей группы, проявляющаяся в эмоциональном настрое, общественном мнении и результатах деятельности. Это социально-психологическое состояние коллектива, характер ценностных ориентаций, межличностных отношений, взаимных ожиданий. Социально-психологический климат не отделим от культуры организации и является отражением состояния культуры коллектива (группы) в конкретный момент времени и при существующих в данный момент обстоятельствах. |
0,2 |
3 |
0,6 |
3. Наличие элементов корпоративного стиля |
Определяется наличием в организации проработанного корпоративного кодекса, репутацией, разнообразием униформ и спецодежды, деловых стилей в одежде, проведением внешних и внутренних ритуалов и церемоний, наличием корпоративного имиджа (узнаваемость, ориентация на потребителя, инновационность), организацией питания работников. |
0,15 |
3,9 |
0,58 |
4. Уровень трудовой этики |
Этика отражает нормы поведения людей в обществе, в производственной и трудовой сферах. Трудовая этика определяется отношением к работе и ответственностью за нее, характером работы (рутинный или творческий), использованием разделения и замещения работы, чистотой рабочего места, технологической и производственной культурой. |
0,15 |
4,3 |
0,64 |
5. Определение "толщины" организационной культуры |
"Толщина" оргкультуры определяется количеством важных предположений, разделяемых работниками. Сильная культура "толще", она разделяется большим числом работников, более четко определяет приоритеты, соответственно имеет более глубокое влияние на поведение в организации. |
0,1 |
4 |
0,4 |
6. Осознание сотрудниками себя и своего места в организации |
Проявляется в уровне автономности и степени отождествления себя с организацией. Одни культуры ценят сокрытие работниками своих внутренних настроений, а другие - поощряют их внешнее проявление, в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других - через индивидуализм. |
0,1 |
3 |
0,3 |
7. Наличие системы коммуникаций |
Система коммуникаций - это система передачи и циркуляции информации в организации, использующая формальные, неформальные, культурные средства информирования членов организации (мифы, легенды, лозунги, ритуалы). Система коммуникации нужна для того, чтобы функции подразделений и отделов быстрее выполнялись и как можно скорее конечные продукты попадали в руки клиентов. |
0,1 |
4,9 |
0,49 |
Итого: интегральная оценка |
∑= 1 |
3,71 |
Таблица В.8 - Интегральная оценка уровня организации процесса управления
Критерий оценки |
Описание критерия |
Вес (значимость) |
Балл, n-экспертов |
Взвешенный балл |
1. Планирование |
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Реализуется эта функция через составление балансов, бюджетов и использование нормативов. |
0,15 |
3 |
0,45 |
2. Организация |
Функция организации заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление. Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления. Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием. |
0,15 |
4,3 |
0,64 |
3. Координация |
Центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Ее главная задача - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними. |
0,15 |
4 |
0,6 |
4. Активизация (мотивация) |
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Главное обстоятельство, которое следует учитывать при мотивировании сотрудников, это их потребности. Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы. |
0,15 |
4,9 |
0,73 |
5. Контроль |
Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. |
0,15 |
4,5 |
0,67 |
6. Аналитическая функция |
Заключается в количественном исследовании тенденций развития процесса управления, в изучении этого процесса в динамике, в измерении связей между разными факторами, влияющими на управленческий процесс, и его результатами. |
0,15 |
4 |
0,6 |
7. Использование современных методов, инструментов при принятии решений |
Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов (сценарный анализ, экспертные оценки, метод "Дельфи", метод мозгового штурма, морфологический подход). Методы формализованного представления систем (аналитические, статистические, логические, графические, имитационное моделирование). Комплексные методы (ситуационное моделирование, портфельный анализ, SWOT-анализ, PEST - анализ). |
0,1 |
2,8 |
0,28 |
Итого: интегральная оценка |
∑= 1 |
3,97 |