Таким образом, в настоящее время кардинально изменилось определение экономики труда. Например, Колосницына М.Г. понимает под экономикой труда". самостоятельный раздел экономической теории, изучающий функционирование специфического рынка, где в качестве товара выступает рабочая сила" [16, c.5] .
В рамках экономики труда теперь рассматриваются такие вопросы, как рабочая сила и занятость населения, производительность труда, организация оплаты труда и материального стимулирования планирование труда на предприятии, анализ эффективности использования труда на предприятии. Некоторые авторы расширяют предметную область и включают в нее дополнительно такие аспекты, как организация трудовых процессов, нормирование, социальные процессы в сфере труда, уровень жизни.
Вместе с тем, в связи с изменением роли и места работника в производственной системе, появилось новое направление исследований в совокупности наук о труде и персонале - управление персоналом, к которому принято относить". проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовом коллективе, процедур управления" [7, c.15] .
Некоторые зарубежные авторы вопросы управления персоналом выделяют в самостоятельный раздел в рамках темы "Обеспечение эффективности деятельности организации".
Здесь процесс управления персоналом разбивается на этапы в отличие от направлений и задач, представленных в других источниках. При этом под этапами понимаются:
1) планирование трудовых ресурсов;
2) набор персонала;
3) отбор персонала;
4) определение заработной платы и льгот;
5) профориентация и адаптация;
6) обучение персонала;
7) оценка труда;
8) перемещения персонала;
9) продвижение по служебной лестнице. Взаимосвязанное решение этих вопросов в рамках предприятия образуют систему управления персоналом предприятия.
Однако представленный подход не является однозначным. Существуют и другие мнения на этот счет. "До последнего времени само понятие "Управление персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений" [10, с.46] .
Анализ исследований разных авторов показал, что каждый из них предлагает собственную структурно-методическую концепцию системы управления персоналом (СУП). Однако в качестве особенностей необходимо отметить, что любая из них, в принципе, складывается из двух частей. Первая часть - это общие вопросы по управлению персоналом, - которая в том или ином виде присутствует практически у каждого автора, пишущего о менеджменте персонала и которая в общем случае схематично может быть сформулирована так:
1. Роль и место управления персоналом в системе современного менеджмента.
2. Организационная структура кадровой службы.
3. Цели и задачи кадровой службы.
4. Коммуникационные отношения в коллективе, включая разрешение конфликтных ситуаций.
5. Мотивационные аспекты.
6. Психологические аспекты.
Вторая часть отражает оригинальный взгляд авторов на проблему управления персоналом и может рассматривать, например, такие вопросы, как:
1. Планирование в управлении персоналом.
2. Привлечение, отбор и первичное развитие персонала.
3. Управление процессом развития персонала.
4. Управление резервом на выдвижение.
5. Методы оптимизации кадрового состава и реорганизации структуры.
6. Вербовка и размещение (анализ работы, планирование потребности в персонале и его пополнении, испытание и отбор (тестирование), интервьюирование кандидатов).
7. Обучение и развитие (ориентация и обучение, подготовка менеджеров, управление качеством и производительностью, оценка исполнения, управление карьерой).
8. Кадровая политика.
9. Управление персоналом развивающейся организации.
10. Методы формирования кадрового состава (проектирование структуры организации, оценка потребности в персонале, анализ кадровой ситуации в регионе, анализ деятельности и должностные инструкции, привлечение кандидатов, оценка кандидатов при приеме на работу, конкурсный отбор, адаптация).
11. Методы поддержания работоспособности персонала (повышение производительности и нормирование труда, оценка труда, аттестация, формирование кадрового резерва, планирование карьеры, обучение).
12. Управление персоналом и проблемы обеспечения банковской безопасности.
13. Планирование и отбор трудовых ресурсов (предложение на рынке труда, набор кадров, квалификационные требования к персоналу, рекламирование работы, тесты, собеседование).
14. Подготовка кадров (анализ потребностей обучения, стили и методы обучения).
15. Оценка производительности (в том числе аттестация).
16. Повышение квалификации и профессионализма руководящих кадров.
17. Организация изменения и развития.
18. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления организацией.
19. Оценка сотрудников.
20. Повышение квалификации персонала.
21. Взаимосвязь рынка труда и предприятия.
22. Планирование трудовой карьеры работника.
23. Деловая оценка работника, в том числе аттестация.
24. Маркетинг персонала; и др.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время еще не выработано единого подхода в отношении управления персоналом и управления кадрами. Круг рассматриваемых при этом вопросов представляется определенным множеством (производственные отношения, нормирование, мотивация, организация труда, оплата труда и др.), и каждый из авторов формирует из него свое понимание СУП, включая в него соответственно различные элементы этого множества.
Наиболее полно, на наш взгляд, СУП представлена Оганесян И.А., который рассматривает 9 функциональных подсистем с соответствующим комплексом решаемых задач [9 с.159]:
1. Подсистема условий труда (психофизиология труда, эргономика, техническая эстетика, охрана труда и техника безопасности).
2. Подсистема трудовых отношений (групповые и личностные взаимоотношения, взаимоотношения с руководством, производственные конфликты и стрессы, психофизиологическая диагностика, этика взаимоотношений, взаимодействие с профсоюзами).
3. Подсистема оформления и учета кадров (прием, увольнение и перемещения, информационное обеспечение, профориентация, обеспечение занятости).
4. Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала (стратегия управления персоналом, кадровый потенциал, рынок труда, потребность в персонале, реклама, внешние источники обеспечения персоналом, оценка кандидатов на вакантные должности, текущая аттестация).
5. Подсистема развития кадров (обучение, повышение квалификации, карьера, адаптация новых работников).
6. Подсистема анализа и развития средств стимулирования (нормирование, системы оплаты труда, средства морального поощрения, формы участия в прибылях и капитале, мотивация).