Организационная структура управления предприятием отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления.
На данный момент ООО «ТД Купец» имеет органический тип организации, так как персоналу предприятия приходится выполнять различные функции и решать различные задачи. В ООО «ТД Купец», в рамках подразделения, как правило, не существует четкого разделения труда и его работники в определенной мере взаимозаменяемы. Каждый сотрудник получает задание в зависимости от своего таланта и квалификации и разделяет общую ответственность в меру своих полномочий.
Таким образом, функции аппарата управления персонифицируются на основе соответствующего распределения полномочий и ответственности, сообразно с квалификацией и способностями работников. Тем самым обеспечивается их персональная ответственность за выполнение закрепленных за ними функций и исключается необходимость организации повседневного жесткого контроля за деятельностью исполнителей.
Организационная структура управления предприятия является линейно–функциональной (рис 1.1.).
Рис. 1.1. Организационная структура управления ООО «ТД Купец»
Структура состоит из двух отделов:
1. финансовый отдел – выполняющий функции планирования, учёта, анализа, контроля и распределения денежных средств.
2. отдел по торговле - выполняющий функции планирования, учёта, анализа, контроля продвижения товарных потоков.
Во главе каждого подразделения находится руководитель, который наделен всеми полномочиями решать все вопросы развития вверенных ему подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами подразделений.
Решения руководителя передаются по цепочке «сверху вниз», они обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель подчинен вышестоящему руководителю.
Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Каждый работник должен осуществлять свою работу в соответствии с должностной инструкцией, если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
Таким образом, создается иерархия руководителей данной системы управления. Используется принцип единоначалия, когда подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя.
Данная структура управления «ООО ТД Купец» с позиции управления персоналом имеет ряд преимуществ и недостатков.
Преимущества:
· Единство и четкость распоряжений – каждый сотрудник имеет одного начальника;
· Согласованность действий исполнителей – относительная автономность подразделений позволяет сотрудникам решать многие вопросы самостоятельно внутри подразделения;
· Повышенная ответственность руководителя – руководитель отвечает персонально за работу всего подразделения;
· Оперативность принятия решений;
· Распоряжения и задания увязаны между собой, обеспечены ресурсами;
Недостатки:
· Высокие требования к руководителю по всем функциям управления и сферам деятельности, что должно предполагать его разносторонние знания и опыт;
· Большая перегрузка информацией руководства и отсутствие возможности делегировать многие полномочия. С позиции управления персоналом это очень негативный фактор. Перегрузка текущими вопросами не позволяет руководству заниматься стратегическим планированием развития предприятия, что может сказаться на темпах его развития.
Для оценки эффективности хозяйственной деятельности ООО «ТД Купец» необходимо провести анализа финансово-хозяйственной деятельности как в целом, так и отдельных его частей и выявить резервы улучшения работы. На основе финансовой отчетности определяются соотношения между различными показателями и статьями баланса, что позволяет проанализировать ликвидность предприятия, его финансовую устойчивость и платежеспособность, интенсивность использования ресурсов и рентабельность структуры капитала.
Так как организация работает на рынке 1 год, то для финансового анализа использованы предварительные данные, сформированные из 1С Бухгалтерии и данных текущего управленческого учета.
Таблица 2
Агрегированный баланс ООО «ТД Купец» на 1 января 2011г.
Укрупненный баланс |
1 янв. 2011 |
АКТИВ |
1803 |
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
974 |
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
829 |
ПАССИВ |
1803 |
3. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
764 |
4.ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
760 |
5. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
279 |
Рис. 1.2. Структура капитала ООО «ТД Купец»
По сводной таблице и графику можно сделать выводы, что структура капитала предприятия достаточно сбалансирована. Основная доля внеоборотных активов сформирована за счет собственного капитала, а оборотные активы за счет долгосрочных обязательств, что является оптимальной финансовой стратегией для торгового предприятия.
Следующим этапом необходимо провести анализ ликвидности торгового дома.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Для проведения анализа ликвидности статьи баланса агрегируют, для чего и в активе и в пассиве выделяют по четыре группы статей:
А1 – быстро реализуемые активы (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения);
А2 – среднереализуемые активы (дебиторская задолженность);
А3 – медленно реализуемые активы (группа статей «Запасы» раздела II);
А4 – труднореализуемые активы (статьи раздела I «Внеоборотные активы»);
П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторы);
П2 – краткосрочные обязательства (статьи раздела V баланса);
П3 – долгосрочные обязательства (статьи раздела IV баланса);
П4 – постоянные (фиксированные) пассивы (статьи раздела III «Капитал и резервы»).
Для определения ликвидности баланса группы актива и пассива сравниваются между собой.