Адаптация имеет определенные цели и задачи как со стороны организации, так как и со стороны сотрудника. Выделение двух сторон адаптации позволяет не только построить взаимовыгодные отношения, соблюсти условия приличия, но и повысить эффективность управления организацией. Иначе говоря, главной целью адаптации со стороны организации является максимально полное, быстрое и эффективное приспособление сотрудника к организации. В соответствии с этим определим задачи адаптации [57, c. 152]:
1) повышение эффективности трудовой деятельности сотрудника;
2) повышение эффективности организации;
3) снижение возможности увольнения сотрудника;
4) формирование у сотрудника лояльности к организации;
5) снижение тревожности у сотрудника;
6) формирование у сотрудника чувства удовлетворенности работой;
7) повышение прибыли.
Рассмотрим далее адаптацию с позиции персонала. В данном случае главной целью адаптации с позиции персонала является максимально полное и быстрое приспособление к организации, желание остаться членом организации на длительный промежуток времени. Причем задачами являются:
1) желание продолжить трудовые отношения с организацией;
2) понимание специфики работ;
3) начало эффективного выполнения в максимально короткий срок должностных обязанностей;
4) снижение уровня стресса;
5) снижение уровня тревожности;
6) вступление в нормальные межличностные отношения в коллективе организации;
7) установление партнерских отношений с коллегами;
8) формирование и увеличение чувства удовлетворенности от выполняемых должностных обязанностей.
Следует отметить, что в рамках адаптации происходит процесс приспособления к другим сотрудникам организации, который предусматривает не только формальное знакомство, но и установление нормальных партнерских отношений [48, c. 121]. Здесь можно представить нового сотрудника всему персоналу, обозначив его статус и должность. Необходимо контролировать этот процесс, периодически осведомляясь у других сотрудников организации о ситуации, сложившейся вокруг нового сотрудника. Причем здесь в полной мере можно использовать такой метод коммуникации, как слухи, сплетни. Многие руководители негативно воспринимают, когда в организации присутствуют сплетни, так как это дестабилизирует отношения в коллективе, отвлекает сотрудников от выполнения непосредственных должностных обязанностей. Признавая обоснованность данной точки зрения, можно направить в полезное для организации русло этот способ общения. Не стоит поощрять их распространение. Но задав в приватной беседе любому сотруднику такой вопрос, как «Что вы можете сказать о нашем новом сотруднике?», «Как вы считаете, он справляется с работой?», получите в короткий промежуток времени достаточно объективную информацию для использования в процессе корректировки адаптации.
Рассмотрим следующую составляющую системы эффективного управления кадрами торгового предприятия – систему оценки персонала, которая необходима для регулярного получения информации об уровне компетентности сотрудников [4, c. 192]. На основании сведений, которые отдел кадров получает в ходе оценочных процедур, принимаются дальнейшие управленческие решения в области работы с кадровым резервом, управления карьерой сотрудников, ротации, а также мотивации, обучения и развития персонала.
Комплексный подход к оценке персонала подразумевает оценку сотрудников на всех уровнях служебной иерархии - от рядовых работников до руководящего состава. В методологии оценки работников разных иерархических уровней нет принципиальных различий. Различается лишь состав экспертов, участвующих в процедуре оценки (таблица 19.).
Таблица 19
Методика оценки работников разных иерархических уровнях
Оценка сотрудников разных категорий | |||
Уровень сотрудника |
Рядовые сотрудники подразделений |
Менеджеры среднего звена |
Руководители высшего уровня |
Оценщики |
Специалисты по оценке персонала компании |
Специалисты по оценке персонала компании + внешние эксперты |
Сторонние консалтинговые компании |
Выделяют две формы оценки персонала: постоянную (регулярную) и периодическую (см. таблицу) [79]. К первой относятся ежеквартальные и ежегодные оценочные собеседования по результатам работ за период (квартал, год) и собеседование по компетенциям (в компании разработана корпоративная модель компетенций).
Таблица 20
Методы оценки персонала
Форма оценки |
Методы оценки |
Кто проводит |
Категории персонала |
Периодичность |
Постоянная |
Оценочное собеседование по результатам работ |
Непосредственный руководитель со своими подчиненными |
Специалисты, руководители (кроме руководителей высшего уровня) |
Ежеквартально, ежегодно |
Оценочное собеседование по компетенциям |
Ежегодно | |||
Периодическая |
Полуструктурированное интервью по резюме |
Отдел оценки персонала, специалисты по оценке персонала (в филиалах) |
Рабочие, специалисты, руководители |
По мере необходимости |
Интервью по компетенциям |
Специалисты, руководители |
По мере необходимости | ||
Тестирование (профессиональное и психологическое) |
Специалисты, руководители |
По мере необходимости | ||
Анкетирование |
Все |
По мере необходимости | ||
Ассесмент-центр |
Руководители |
Ежегодно |
Постоянную оценку своих подчиненных проводят непосредственные руководители. Задача кадровой службы - организация и координация этих мероприятий, а также использование результатов этих собеседований в оценке кадрового резерва и аттестации. К периодической форме оценки персонала относятся полуструктурированное интервью по резюме, интервью по компетенциям, тестирование (профессиональное и психологическое), анкетирование и ассесмент-центр. Рассмотрим эти методы оценки подробнее:
Полуструктурированные интервью по резюме чаще всего применяются в ходе собеседования с кандидатами на вакантные должности (чаще всего на позиции специалистов и руководителей среднего уровня). Такое интервью сочетает заранее подготовленные вопросы (как в структурированном интервью) и свободный порядок проведения (как в свободном собеседовании). Полуструктурированное интервью предполагает как открытые вопросы, на которые соискатели дают развернутые ответы, так и тестовые вопросы с вариантами ответов.