Табл. 1.1
Название фирмы |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
“Ист-Лайн” |
17% |
17,7% |
18% |
“АБТ Чартер” |
16,2% |
16,4% |
17% |
“Стримлайн” |
8,5% |
7,2% |
12,1% |
“Феррас” |
10,3% |
9,1% |
9,1% |
“Русаэро” |
12% |
9,6% |
5,9% |
“Аэрорент” |
1,1% |
2,5% |
3,7% |
“ФортАэро” |
0,9% |
1,5% |
1,9% |
другие |
37% |
36% |
32,3% |
· ОАО “АБТ Чартер” в Московском регионе проводит целенаправленную политику по увеличению своей доли на рынке. Так, только за 2003-2004 товарооборот увеличился вдвое (см. рис. 1.2 и 1.3);
· отличной репутацией. Всего перевезено более 47 000тн грузов, обслужено свыше 7 000 клиентов из 19 стран. У фирмы около 100 партнёров.
Анализируя данные таблицы 1.1 можно сделать следующие выводы:
1. чётко выражена тенденция к монополизации рынка в секторе авиаперевозок продуктов питания в Московском регионе - доля рынка, занимаемая её ведущими представителями, неуклонно возрастает. Доля рынка, приходящаяся на другие компании, весьма значительно снижается;
2. только две ведущие компании “Ист-Лайн” и ОАО “АБТ Чартер” демонстрируют устойчивую тенденцию увеличения своего лидирующего положения на этом рынке, что, конечно, является результатом достаточно устойчивой и целенаправленной работы указанных компаний по совершенствованию своей деятельности;
3. из таблицы видно, что наблюдается серьёзная конкурентная борьба в результате монополизации рынка. Об этом свидетельствуют скачки в размере доли данного рынка, характерные для ряда компаний. Причём у некоторых компаний наблюдается явная тенденция к снижению своего присутствия: доля, занимаемая компанией “Русаэро” за два года сократилась вдвое.
Рис.1.2. Сравнение товарооборотов Оао “АБТ Чартер” за 2003, 2004 и 2005 годы (руб.)
Рис.1.3. Сравнение количества заказов Оао “АБТ Чартер” за 2003, 2004 и 2005 годы (тонно-километры)
Анализ хозяйственной деятельности предприятия.
ОАО “АБТ Чартер” был образовано в 1997 году. Главный офис компании расположен во Внуково. Имеются два территориальных офиса в аэропортах Внуково и Домодедово. Основная деятельность компании “АБТ Чартер” на рынке авиаперевозок осуществляется в двух направлениях:
1. оказание услуг в аэропортах самолётам и их экипажам, в том числе иностранных компаний, бизнес-рейсов и VIP-клиентов;
2. авиаперевозки продуктов питания и связанные с ними услуги по хранению и транспортировке продуктов питания.
Как оператор данных сегментов рынка авиаперевозок предприятие широко использует услуги субподрядных организаций (государственных и частных компаний) и сама выступает в данной роли.
Ежемесячный оборот составляет ~ $400 000. Ежедневно обслуживается свыше 30 клиентов и перевозится более 40 тн грузов.
Анализ товарооборота и количества заказов основан на соответствующих отчётах за 2003, 2004 и I квартал 2005 года.
На рисунке 1.2 показан товарооборот за 2003-2005 годы (руб.). Из данных рисунка видно, что среднегодовой товарооборот ресторана Оао “АБТ Чартер” увеличился в несколько раз: в 2 раза в 2004 по сравнению с 2003 и почти в 2 раза в I квартале 2005 года по сравнению с таким же периодом 2004 года. Этот успех является итогом ряда факторов: профессионального управления ресурсами, включая постоянное обучение персонала, активным маркетингом и новациями. Реконструкции, проводившиеся в ноябре 2003 и ноябре 2004, характеризуются уменьшением товарооборота до нуля. Однако они позволили в дальнейшем не только компенсировать, но и значительно улучшить многие показатели эффективности деятельности компании. Заметным улучшением в деятельности фирмы, что можно видеть на данном рисунке, а также на рис.1.3, является ослабление сезонной зависимости. Спады, наблюдавшиеся в середине лета, значительно нивелированы, а уменьшение активности в зимний период хотя и явно выражено, но в значительной мере компенсируется возросшим среднегодовым товарооборотом.
Количество заказов за 2003-2005 годы иллюстрирует рис. 1.3. Видно, что количество заказов при их сравнении в соответствующие периоды, имеют тенденцию к уменьшению при росте величины среднегодового товарооборота.
В условиях рынка, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляются за счёт самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов за счёт заёмных средств, большое значение приобретает финансовая независимость предприятия.
Запас финансовой устойчивости предприятия - это запас источников собственных средств при условии оценки его собственных средств по:
· соотношению собственных и заёмных средств в активах предприятия;
· темпам накопления собственных средств в результате хозяйственной деятельности;
· соотношению долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятия;
· достаточности обеспечения материальных оборотных средств собственными источниками [ ].
Бухгалтерский баланс характеризует изменения финансового состояния предприятия по сравнению с началом отчётного периода, а отчёт о финансовых результатах отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с начала и до конца отчётного 2003 года.
В балансе отражена характеристика понятий актива и пассива, в целом отвечающая условиям рыночной экономики. Активы предприятия отражены в балансе как стоимость имущества и долгосрочных прав, которыми оно располагает и контролирует на отчётную дату. Пассивы - это обязательства предприятия по займам и кредиторской задолженности, погашение которых приведёт к уменьшению стоимости имущества или поступающих доходов. В таблице 1.2 приведены данные бухгалтерского баланса за отчётный период по рассматриваемым ниже разделам.