Предлагаемый подход к описанию и оценке уровня компетентности сотрудников на основе разработки и внедрения внутрифирменных профессиональных стандартов также не свободен от недостатков, однако имеет ряд определенных преимуществ, поскольку построен с учетом использования максимального числа положительных и устранения отрицательных моментов базовых технологий.
Внутрифирменные профессиональные стандарты (ВПС) являются по своей сути документом, описывающим комплекс требований предприятия к профессиональной компетентности (квалификации) сотрудника на конкретной должности, и информационной матрицей профессии (должности).
ВПС идентифицируют и описывают работы, выполняемые той или иной категорией персонала (профессиональные обязанности и виды ответственности):
уровень базового образования и производственный опыт;
профессиональные знания и навыки;
профессионально значимые личные качества;
состояние здоровья.
Разработанные ВПС включаются в систему стандартов системы качества предприятия, утверждаются в установленном порядке, учитываются в специальной системе и маркируются аббревиатурой СТП (П) – «стандарт предприятия по персоналу».
Для удобства работы требования к профессиональным характеристикам можно оформить в виде таблицы 3.2. Таблица включает в себя требования к знаниям, умениям, навыкам, личным качествам работников данной профессии в зависимости от вида производственной деятельности (анализ - процесс - контроль), а также медицинские ограничения и требования к процедуре оценки профессиональной квалификации.
Таблица 3.2 – Требования к профессиональным характеристикам
Анализ (оценка входной информации и условий деятельности) |
Процесс (процедура выполнения, технологический процесс) |
Контроль (оценка результатов и подготовка выходной документации) | |
Знания (теоретическая информация) |
Теоретические знания, необходимые при планировании работы |
Теоретические знания, необходимые при выполнении работы |
Теоретические знания, необходимые при оценке результатов работы |
Умения |
Практические действия, необходимые при планировании работы |
Практические действия, необходимые при выполнении текущей работы |
Практические действия, необходимые при оценке результатов работы |
Навыки |
Автоматизированные практические действия, необходимые при планировании текущей работы |
Адаптивные способности и психофизиологические (сенсомоторные) качества, поведенческие аспекты, обеспечивающие успешное выполнение работы |
Автоматизированные практические действия, необходимые при оценке результатов текущей работы |
Личные качества |
Интеллектуальные качества и адаптивные способности, обеспечивающие успешное планирование работы |
Адаптивные способности и психофизиологические (сенсомоторные) качества) поведенческие аспекты, обеспечивающие успешное выполнение работы |
Морально-психологические и психофизиологические качества, обеспечивающие эффективную оценку результатов работы |
Медицинские ограничения |
Требования к процедуре оценки профессиональной квалификации |
Анализ предполагает описание требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для эффективной оценки входной информации и условий деятельности для выполнения работы по данной специальности.
Процесс включает в себя требования к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для эффективного выполнения работы по данной специальности (для выполнения технологического процесса).
Контроль предполагает описание требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для эффективной оценки результатов деятельности, корректировки и подготовки выходной документации по результатам работы.
Основными достоинствами предлагаемой схемы является наглядность и доступность структуры стандарта для восприятия и коррекции при необходимости. Каждый пункт является логической единицей вертикальной (субъектно-личностной) и горизонтальной (технологической) разверток. Вертикальная развертка показывает процесс перехода от теории (знаний) к практике, основанной на данной теории (навыкам), и личностным психологическим характеристикам. Горизонтальная развертка позволяет определить технологическую цепочку, и на уровне знаний эта цепочка показывает теоретическую подготовку и надежность специалиста; на уровне умений горизонталь показывает практическую квалификацию, определяемую конкретным рабочим местом; на уровне навыков горизонталь показывает функциональные элементы, ежедневно встречающиеся в трудовой деятельности. Психологические качества будут зависеть от всех практических элементов, т.е. умений и навыков.
Требования к компетентности, определенные в ВПС, являются тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать сотрудники, занимающие или претендующие на конкретную должность. Система ВПС охватывает весь персонал предприятия и, в отличие от квалификационных справочников, рассматривает компетентность не отдельно взятой должности, а в целом перечня должностей (профессий) персонала, участвующего в том или ином определенном процессе/субпроцессе управленческой и производственной (технологической) деятельности предприятия. Данный подход, наряду с идентификацией требований к компетентности, позволяет построить систему ранжирования персонала по компетенциям или степени участия и сложности выполняемых в процессе/субпроцессе функций, а также связать воедино управленческие (интеллектуальные) и технологические (физиологические) функции персонала.
Система ВПС полностью соответствует ресурсному подходу к использованию персонала, положенному в основу системы менеджмента качества в международных стандартах серии ISO 9000, и обеспечивает механизм реализации требований стандартов ISO в системе управления персоналом предприятия.
ВПС не только идентифицирует требования к квалификации персонала. Она разрабатывается как система документированного подхода к реализации функций управления персоналом предприятия:
1) Критериальный аппарат в виде идентифицированных требований к компетентности (квалификации) персонала – в виде описанных перечней знаний, умений, навыков и прочих требований к компетентности согласно структуре ВПС.