Действенность данного условия в управленческой деятельности определяется целенаправленностью планирования, наличия отчетности и научно аргументированного анализа деятельности.
И конечно, организационное обеспечение как условие эффективности управленческой деятельности администратора по учебным вопросам, требует в первую очередь тщательного, педагогически целесообразного анализа учебного занятия, соблюдения всех организационных требований,
Информационное обеспечение - одна из важнейших предпосылок реального педагогического управления учебно-воспитательной работой, так как. включает в себя;
- конкретное знание руководителем специального, педагогического и методического потенциала каждого педагога (пути получения информация - посадим уроков, беседы, анализ планов, анкетирование, тестирование студентов, заслушивание отчетов па предметных (цикловых) комиссиях, педагогических (методических) советах и т.п.;
- конкретное знание руководителем отношения студентов к обучению вообще, к отдельным предметам и преподавателям, анализ их успеваемости, посещаемости занятий;
- получение с помощью метода отсроченного контроля исчерпывающих данных об адаптации выпускников учебного заведения на производстве;
- систематическое знакомство руководителей, педагогов о передовым опытом работы других ССУЗ по организации учебно-воспитательной работы.
Постоянный учёт и анализ получения названной информации создаёт реальную основу для систематической корректировки системы педагогического управления.
Наличие особой воспитывающей атмосферы также является необходимым компонентом всестороннего обеспечения системы педагогического управления.
Такая атмосфера предполагает:
- создание и творческое развитие традиций в учебном заведении;
- культуру педагогического общения;
- наглядное освещение учебно-воспитательной работы, её процесса, результативности;
- утверждение культа учебы в учебном заведении;
- пример руководителя, преподавателя в учебно-воспитательной работе. Особенно важен личный пример заместителя директора по учебной работе для преподавателей, его высокое педагогическое мастерство, совершенное владение современными педагогическими технологиями, корректный анализ посещаемых уроков. объективная оценка деятельности педагогов, высокопрофессиональные, деловые оптимистические советы.
Действенное авторитетное самоуправление студентов.
Классическое педагогическое управление (от руководства учебного заведения - к учащимся) можно условно назвать управлением по вертикали. В свою очередь, самоуправление студентов называется управлением по горизонтали. Логика педагогического управления такова, что управление по вертикали никогда не достигнет цели без управления по горизонтали. И чем действеннее, чем масштабнее и авторитетнее представлено самоуправление студентов тем больше оснований для объективного вывода: в данном учебном заведении управление учебно-воспитательным процессом осуществляется в оптимальном варианте.
5.Анализ результатов проведенного исследования и разработка предложений по совершенствованию организации управления.
Обоснование проведенного микроисследования по нормализации учебной нагрузки студентов.
В условиях усиления роли новых современных технологий во всех сферах производства, в том числе и образовании, исследовательская деятельность студентов как фактор экономического роста и развития должна стать общей стратегической целью.
Образовательный процесс-это учебно-воспитательная деятельность педагогов в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью студентов.
Цель образования в колледже - выявление и развитие способностей каждого студента, формирование духовно богатой и свободной, физически здоровой и творчески мыслящей личности. Решение этих задач затруднено в силу падения интереса к обучению, ряда проблем в образовательном процессе, недостатков в организации учебно-воспитательного процесса (УВП) учебного заведения. Анализ учебно-воспитательной деятельности в ряду других недостатков показал отсутствие достоверной педагогической деятельности, материалы которой должны помогать планировать УВП по конечным результатам, контролировать, регулировать и вовремя принимать правильные решения, а также необходимость научного подхода к управлению учебной деятельностью. Для преодоления вышеуказанных недостатков в колледже разрабатывается комплексно-целевая программа развития учебного заведения на основе педагогического менеджмента. Стратегической целью признано создание комфортной образовательной среды с учетом индивидуальных способностей и возможностей студентов, т.е. создание адаптационного образования, где обеспечены условия для самовыражения каждого студента. Для эффективного решения данной стратегической задачи необходима система внутриколледжной информации. При использовании этой системы в колледже будут созданы блоки информации и выбраны направления, по которым будет проходить сбор информации и последующее регулирование и коррекция УВП. Для того, чтобы сделать вывод о том, созданы ли комфортные условия для студентов будет проведено анкетирование, наблюдения, беседы со студентами.
Мне предложено провести микроисследование по одному из направлений «Нормализации учебной нагрузки студентов» через анкетирование студентов.
Примерная программа нормализации учебной нагрузки студентов
Смысл управленческого решения будет состоять в регулировании и коррекции выявленных тенденций. Например, выявлена перегрузка студентов домашними заданиями по предметам гуманитарного цикла и выделена группа преподавателей, которые не соблюдают допустимую дозировку заданий. Соответственно определяются меры по ликвидации недостатков, ответственные лица. Организуются занятия-тренинги по нормам дозировки домашних заданий преподавателями, планируется контроль за выполнением рекомендаций
Анализ анкет студентов. Необходимо представить обобщенные результаты по следующим параметрам (в %).
Эмоциональное состояние студентов при выполнении домашних заданий (в %): наличие желания, интерес, отсутствие одного фактора, отсутствие интереса и желания. Затраты времени в целом : допустимое (1-2 или 2.5-3ч), критическое состояние (менее1ч, более3ч)
Самостоятельность выполнения домашнего задания (в %): полная самостоятельность, частичная, отсутствие самостоятельности. Состояние здоровья после выполнения домашних заданий: удовлетворительное — З балла, иногда неудовлетворительное —2 балла, неудовлетворительное —1 балл.
«Нормализация учебной нагрузки студента»
Цель: выявить уровень учебной нагрузки для студента.
Задачи:
Определить уровень учебной нагрузки студентов колледжа.
Оценить оптимальность учебной нагрузки студентов; выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на нормализацию учебной нагрузки студента.
Принять (наметить) управленческие решения по регулированию и коррекции учебной нагрузки студентов.
Объект исследования: система УВП колледжа.
Предмет исследования: объем (дозировка) учебной нагрузки студента на занятии.