В сфере материального производства - подготовка и обработка технической, технологической и .других видов информации для реализации инженерно-технических и управленческих решений; управление деятельностью первичных звеньев производства; обеспечение работоспособности наиболее сложных современных технических и технологических систем и управление ими.
В отраслях социально-культурного комплекса - проведение образовательного процесса. оказание доврачебной помощи, художественно-исполнительская деятельность, организация работы культурологических учреждений, предоставление сервисных услуг населению
Содержание социального заказа мы можем найти и в других нормативных документах.
Важно, чтобы модель этого заказа являлась как бы и ориентиром управленческой деятельности и её предполагаемым результатом. Модель заказа в конкретном учебном заведении выражается в квалификационной характеристике специалиста.
Вот почему, работая с педагогическим коллективом, определяя его цеди, задачи работы, содержание учебно-воспитательного процесса, руководители постоянно должны отталкиваться от квалификационной характеристики, ставить перед собой вопрос "кого мы должны подготовить?", а уже затем - "как?", "с помощью чего?" Что же касается знаний психолого-педагогических основ учебно-воспитательной работы как условия эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе, то надо отметить особую важность и актуальность этого условия. Ведь, чтобы успешно осуществлять педагогическое управление, необходимо осознанно подойти к своей деятельности,, осмысливая ее с позиций закономерностей педагогической деятельности вообще и учебно-воспитательного процесса, в частности.
Ориентиром при этом выступают требования ведущих дидактических принципов.
Если исходить из того, что стержневым по всей деятельности педагогического коллектива является успешная организация учебно-воспитательного процесса, то требования дидактических принципов многогранны.
Они определяет содержание обучения, диктуют выбор форм и методов обучения, подсказывают педагогу стиль педагогического общения, поседение, реакции, выбор нужного метода, приемы воздействия на учащихся.
К сожалению, проводя экспресс-диагностику по выявлению знаний педагогических основ учебно-воспитательного процесса у заместителей директоров по учебной работе, приходится констатировать, что руководители не только не знают в своём большинстве сами принципы и пути реализации их требований, но даже не осознают их значения для более целенаправленного, эффективного управления педагогической деятельностью.
Что же такое принципы обучения (или дидактические принципы)?
Дидактические принципы или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
Руководствуясь принципами Обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.
К ведущим принципам обучения относятся следующие:
- принцип целенаправленности;
- научности;
- связи обучения с жизнью;
- систематичности я последовательности;
- сознательности и активности;
- наглядности обучения;
- доступности;
- интегративного подхода;
- воспитывающего и развивающего обучения;
- принцип прочности;
Преподавателю необходимо не только просто знать эти принципу, но и реализовать их требования при организации педагогических технологий.
Главные требования:
Принцип целенаправленности. Целенаправленность учебно-воспитательной работы возможна лишь тогда, когда цели общества или "социальный заказ" преобразованы в педагогические категории - цели и задачи обучения и воспитания выражены языком содержания учебного материала» содержания воспитательной работы.
По большому счету принцип целенаправленности реализуется через главную цель основных направлений развития среднего профессионального образования, что выражается в создании организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области среднего профессионального образования, в ускорения его адаптации к изменяющимся условиям России.
Требования принципа целенаправленности.
- соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения главным задачам средних специальных учебных заведений;
- соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программам по специальности,
Принцип научности.
Требования принципа:
- наличие у учащихся система теоретических знаний;
- достоверность фактов, явлений, закономерностей;
- научная аргументация практических выводов, действий.
Принцип связи обучения с жизнью.
Требования принципа:
- профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса;
- получение ответа на вопрос где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни, и на производстве.
Принцип систематичности и последовательности.
Требования принципа?
- строгое, логичное расположение учебного материала как в учебной программе, так ив методах передачи знаний учащимся;
- последовательное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками и одновременное их применение на практике.
Принцип сознательности и активности.
Его требования:
- учёт "двусторонности" характера учебного процесса;
- необходимость вызвать у учащихся желание работать самостоятельно, творчески;
- эффективное включение в учебный процесс активных методов, форм обучения;
- включение учащихся в процесс самостоятельного добывания знании;
- развитие у учащихся научного мышления и профессионального творческого подхода к приобретению знаний, умению самостоятельно и свободно пользоваться ими для решения конкретных производственных задач.
Принцип наглядности обучения.
Его требования:
- чёткое определение дидактической цели использования наглядности;
- порядок и методика показа;
- выбор целесообразного количества наглядности;
- последовательность демонстрации,
- сочетание отдельных видов наглядности;
- включение учащихся в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов;
- соблюдение требований культуры показа;
- психологические требования к оформлению наглядности;
- наличие вывода преподавателя.
Принцип доступности.
Его требования:
- учет образовательного уровня учащихся;
- учет познавательных возможностей учащихся;
- учет профессиональной подготовки характера и опыта учащихся;
- учет возрастных особенностей учащихся;
- учет потребностей и интересов учащихся.
Принцип интегративного подхода.