- о функциях и структуре служб контроля качества и испытаний продукции;
знать:
- основные требования Государственной системы стандартизации и сертификации;
- правила разработки, корректирования и отмены нормативных документов;
- требования к нормативным документам, используемым при сертификации продукции,
- порядок сертификации продукции и составления сертификационных документов;
- требования системы международных стандартов ИСО 9000 к организации и функционированию систем качества;
- методы контроля показателей качества продукции (по отраслям);
- виды и применимость статистических методов приемочного контроля (по отраслям);
- организационную структуру испытаний продукции (по отраслям);
- технические и метрологические характеристики, правила выбора и эксплуатации средств измерений, применяемых при контроле и испытаниях продукции (по отраслям);
уметь:
- проводить работы по стандартизации и унификации изделий и их элементов;
- оформлять документы по сертификации продукции;
- вести дела по стандартизации и сертификации;
- составлять проекты документов системы качества предприятия;
- применять средства измерений, обрабатывать и оформлять полученные результаты в соответствии с правилами действующей нормативной базы.
Требования к уровню подготовки по производственной (профессиональной) практике
В процессе производственной (профессиональной) практики техник должен закрепить и углубить знания, полученные при обучении, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности, включая ведение дел по стандартизации и сертификации, составление нормативных документов, эксплуатацию средств измерений при контроле и испытаниях продукции и оформление полученных результатов.
Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 3404 Стандартизация и сертификация (по отраслям) техник должен быть готов к выполнению производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой техника по стандартизации.
3.Сущность педагогического управления.
Характеристика управленческих принципов
Под педагогическим управлением понимается систематическая корректировка субъектом управления соответствующей деятельности объекта управления - с учетом изменяющегося социального заказа, информация по обратной связи "колледж - жизнь", а также с учетом специфики самого учебного заведения (наличных возможностей педагогического коллектива по реализации задач, поставленных в социальном заказе).
Управленческая деятельность заместителя директора по учебной работе строится на особых управленческих принципах. Эти принципы были впервые спроецированы на педагогическую деятельность известным специалистом по проблеме управления воспитанием учащихся профессором, доктором педагогических наук Ароновым Аркадием Алексеевичем
Назовем эти принципы:
- принцип объективности;
- принцип основного звена управления;
- принцип отраслевого и территориального управления;
- принцип оптимальности, эффективности управления.
Определим содержание каждого принципа, соотнеся его с деятельностью заместителя директора по учебной работе.
Так, принцип объективности предполагает хорошее знание администратором психологических и индивидуальных особенностей педагогов, учёт их возраста, педагогического опыта, уровня педагогического мастерства; планирование и осуществление работы педагогического коллектива с учетом педагогического потенциала всех и каждого в отдельности; наличие конкретной учебно-материальной базы.
Особо следует остановиться на учёте уровня педагогического мастерства преподавателей. Руководитель должен иметь полное представление об этом уровне, а как это сделать? Педагогическая практика подсказывает нам несколько подходов: это и наблюдение за работой непосредственно (па занятиях) и опосредованно как бы со стороны, изучая отклика студентов, анализируя результаты их обучения; это и беседа с преподавателем, и знакомство с его календарно-тематическим и поурочными планами; и анализ оформления методических материалов, подготовленных преподавателем, и качество оформления им своего кабинета; и выступление на заседании предметной (цикловой) комиссий, и на педсовете , и т.п. Но наиболее полное представление о работе педагога все же заместитель директора получает именно непосредственно - на его занятии.
Принцип основного звена управления предполагает определение администрацией колледжа стержневого направления работы педагогического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Обычно эти направления оформляются как девизы, под знаком которых организуется вся работа.
Так называемые девизы формулируются в виде проблемы, типа: «Повышение познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе», внедрение принципов инновационной деятельности и др.
Чаще же эти основные направления работы сосредотачиваются на разработке педагогическим коллективом инновационных методик, современных педагогических технологий.
Принцип отраслевого и территориального управления предполагает определение содержания работы в соответствии с нормативными документами министерств, ведомств, регионов.
Принцип оптимальности, эффективности управления предполагает хорошее знание самими руководителями педагогических основ учебно-воспитательной работы, владение методикой организации учебного процесса, современными педагогическими технологиями, передовым опытом работы, а также условиями эффективности управленческой деятельности. Все это создает объективные предпосылки для успешного осуществления целостного педагогического управления при наименьшей затрате сил и средств на основе рационального использования имеющихся возможностей.
4.Условия эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе
Педагогическая теория определила следующие условия эффективности управленческой деятельности:
- социально-педагогические предпосылки или методологическое обеспечение
- организационное обеспечение;
- материальное обеспечение;
- информационное обеспечение;
- наличие особой воспитывающей атмосферы;
- действенное авторитетное самоуправление учащихся.
Охарактеризуем эти условия, применительно к деятельности заместителя директора по учебной работе.
Социально-педагогические предпосылки (или методологическое обеспечение) предполагают глубокое знание в первую очередь руководителем, социального заказа, его сущности знаний психолого-педагогических основ учебно-воспитательной работы.
Что касается социального заказа общества, государства, то он чётко определён в основных направлениях развития среднего профессионального образования, Так, в разделе 1 "Сущность среднего профессионального образования как самостоятельной ступени в системе профессионального образования” социальный заказ представлен функциями специалистов со средним профессиональным образованием;