Введение
Важнейшим инструментом в улучшении работы предприятия в настоящее время все больше становится логистика, которая охватывает все виды деятельности по перемещению продукции и информации между участниками цепи поставок. «Логистика – это планирование, организация и контроль всех видов деятельности по перемещению и складированию, обеспечивающих прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления»[9, с.9]. Вопрос в том, существует ли проблема в области логистики предприятия, имеет первостепенное значение. Правильное и точное формулирование логистической проблемы является первым и необходимым этапом исследования логистической системы и может быть равносильно половине решения проблемы. Что представляет собой логистическая система? «Традиционно сложилось функциональное разделение операций, связанных с движением продукции в сферах снабжения, производства, сбыта и транспорта…Функциональное деление операций определяет различные функциональные логистические подсистемы, через которые проходят в процессе движения материальные и информационные потоки с рынка закупок, т.е. с места возникновения сырья и материалов до рынка потребителей готовой продукции через всю необходимую совокупность производственных и вспомогательных процессов» [1, с.11].
Логистические подсистемы в совокупности определяют логистическую систему. Традиционно выделяют следующие подсистемы:
1. Логистика снабжения – «процесс движения сырья, материалов, комплектующих изделий и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия…» [1].
2. Логистика производства – « .движение сырья, материалов, комплектующих изделий и запасных частей со склада предприятия на производство .» Готовая продукция передается на склады.
3. Логистика сбыта – «движение готовой продукции с оптовых складов через систему розничных складов к конечному потребителю».
4. Логистика реализации отходов – «движение от потребителя к рынку закупок, в которых участвуют отходы производства, тара и прочая продукция, возвращаемая любой из составляющей системы».
Существует еще два типа логистических процессов, которые являются составными частями каждой из названных фаз.
1. Логистика складского хозяйства, которая тоже является объединением соответствующих частей каждой из основных фаз логистического процесса.
2. Также это объединение всевозможных процессов транспортировки, которые представляют собой логистический процесс транспортной сети. Он включает в себя как внутрипроизводственный транспорт, так и внепроизводственный.
По сфере обслуживания транспорт подразделяется на внешний и внутризаводской (межцеховой и внутрицеховой). Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия с приемосдаточными пунктами транспорта общественного пользования (станциями ж/дороги, пристанями, аэропортами) и местными предприятиями, а также осуществляет доставку заказов потребителям.
Главная задача внутризаводского транспорта – бесперебойное перемещение на территории предприятия в соответствии с требованиями производственного процесса основных и вспомогательных материалов, конструкций, деталей, готовой продукции, отходов производства и других грузов. Внутризаводской транспорт делится на межцеховой и внутрицеховой транспорт. Межцеховой транспорт обеспечивает перемещение грузов между цехами, складами, а внутрицеховой транспорт предназначен для выполнения операций внутри цеха. Требования к эффективности и качеству работы относятся непосредственно к транспортно-производственному процессу. Особое значение имеют бесперебойность, сокращение сроков доставки и безотказность всех звеньев транспортного конвейера.
Цель данного дипломного проекта - исследование логистического процесса транспортировки на предприятии ОАО «Заря» и разработка предложений по оптимизации перевозочного процесса, выполняемого транспортным цехом предприятия.
ОАО «Заря» - крупное многопрофильное предприятие, основанное в 1937 году и специализирующееся на выпуске химической продукции (около 250 наименований) и химическом машиностроении в настоящее время, как и многие другие предприятия химического промышленного комплекса г. Дзержинска, испытывает серьезные трудности.
С 90-х годов до 2003 года ряд Дзержинских коммерческих фирм арендовали значительную часть производственных площадей и оборудования. Завод распоряжался не всем комплексом своих активов. К тому же на заводе происходила смена руководства. Сказался и недостаточный уровень поддержки со стороны государства. В настоящее время при росте конкуренции наблюдается снижение спроса на продукцию предприятия, снижение объемов производства, нехватка оборотных средств, недостаточный уровень качества продукции, и, как следствие этого, - задолженность по заработной плате, текучесть кадров и другие проблемы.
Сократилось число перевозок и уменьшилось количество техники автотранспортного цеха предприятия, осуществляющего взаимосвязь между производственными цехами.
Наличие проблем на предприятии требует поиска возможностей для их разрешения через оптимизацию всех процессов на заводе, в том числе – повышение эффективности логистической цепи при совершенствовании транспортного обслуживания. Эффективное управление автотранспортными ресурсами предприятия должно быть направлено на минимизацию затрат, улучшение качества услуг, обеспечение бесперебойности, сокращение сроков доставки и безотказности всех звеньев транспортного конвейера.
В данной дипломной работе был выполнен анализ провозных возможностей автотранспортного цеха, дана оценка затратам, связанным с выполнением определенного объема транспортных услуг, а также даны предложения по поддержанию резерва провозных возможностей предприятия.
Внедрение предложений по оптимизации работы автотранспортного цеха ОАО «Заря» позволяет сократить затраты на перевозки, увеличить значение коэффициента использования пробега и коэффициента использования грузоподъемности автомобилей.
Глава 1. Анализ деятельности автотранспортного цеха
Проведем анализ существующей системы организации перевозок грузов, использования материальных, энергетических и трудовых ресурсов, финансовых показателей, исходя из данных по предприятию за 2003 год.
Организация перевозок включает в себя:
· подготовку транспортного процесса,
· выбор подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов,
· выбор эффективного способа взаимодействия транспортных и погрузочно-разгрузочных средств,
· выбор маршрутов движения.[9, с.123]
В ОАО «Заря» основная транспортная работа осуществляется посредством автомобилей. Часть поставок выполняется ж/дорожным транспортом и в настоящем дипломе не рассматривается. К недостаткам автотранспорта можно отнести:
· высокую себестоимость перевозок,