Видно, что даже частичное закрепление одного водителя за 2-3 единицами подвижного состава позволило существенно повысить эффективность использования рабочего времени водителя, сократить общие расходы на транспорт на 35%. Заработная плата водителей возросла в среднем на 20%, сократились непроизводительные пробеги подвижного состава и время простоя водителей в ожидании работы.
Сжиженный газ как автомобильное топливо
Сжиженный нефтяной газ - это смесь пропан - бутановых фракций. Его получают как побочный продукт переработки нефти. Сжиженный нефтяной газ хранится в баллоне в жидком состоянии при давлении, равном давлению насыщенных паров, которое, в свою очередь, зависит от температуры. Например, при температуре 45°С давление газа в баллоне достигает 16 атмосфер, а при температуре 0°С - около 3-7 атмосфер.
Давление сжиженного газа в баллоне почти не зависит от его количества. Сжиженный нефтяной газ имеет большой коэффициент объемного расширения, зависящий от температуры, поэтому газовые баллоны следует заправлять не полностью, а оставлять так называемую паровую подушку. Практически степень заполнения автомобильных газовых баллонов должна быть в пределах 80-85%. Современная автомобильная арматура газовых баллонов имеет специальное устройство, автоматически перекрывающее заправочный канал при достижении указанного уровня, и прекращает дальнейшую заправку баллона.
Стандарт на сжиженные газы для автотранспорта предусматривает две марки топлива: зимнюю ПА (пропан автомобильный) и летнюю ПБА (пропан-бутан автомобильный). Марка ПА содержит 90±10% пропана, а марка ПБА - 50±10% пропана, остальное же - бутан, а также не более 1% непредельных углеводородов. Допускается некоторое количество метана и этана при определенных условиях.
Сжиженный газ обладает всеми качествами полноценного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Во всем мире газ признан как дешевое, экологически чистое топливо, по многим свойствам превосходящее бензин. Немаловажно, что использование сжиженного газа не требует изменения конструкции автомобиля, оставляя возможность использования как бензина, так и горючего газа в качестве топлива. Стандартный вид топлива для двигателей внутреннего сгорания - бензин. Основное преимущество сжиженного газа перед ним - чистота, поскольку в сжиженном газе нет свинца, очень низкое содержание серы, окислов других металлов, ароматических углеводородов и других загрязняющих примесей. Особенно это касается свинца, который для улучшения антидетонационных свойств в обязательном порядке добавляют в бензин в виде тетраэтилсвинца и который засоряет запальные свечи, является потенциальным отравителем атмосферы, а также серы, которая выбрасывается в атмосферу вместе с продуктами сгорания. Использование сжиженного газа облегчает запуск двигателя в холодное время года, обеспечивает более ровное и устойчивое горение внутри рабочего пространства цилиндров двигателей. Тот факт, что при сжигании сжиженного газа обычно полностью отсутствуют загрязнения, объясняет и большую долговечность работающих на сжиженном газе двигателей по сравнению с двигателями, работающими на бензине, поскольку образуется значительно меньше нагара и отложений углерода на внутренней поверхности цилиндров. Сравнительная характеристика топлива и газа дана в таблице 2.27 [10].
Таблица 2.27
Сравнение свойств газовых топлив и бензина
Параметры |
Метан | Этан | Пропан | Бутан | Бензин |
Молекулярная формула | СH(4) | C(2)H(6) | C(3)H(9) | C(4) H(10) | C(8,1) H(17,1) |
Молекулярная масса | 16 | 30 | 44 | 58 | 114,2 |
Плотность жидкости при t кип. и давл. 100КПа (кг/куб.м.) | 416 | 546 | 584 | 600 | 735 |
Теплота сгорания массы, МДж/кг | 45,5 | 47,1 | 45,85 | 45,43 | 48,67 |
Теплота сгорания объемная, МДж/куб.м. | 33,8 | 59,94 | 85,63 | 111,59 | 213,18 |
Теоретически необходимое для сгорания кол-во воздуха, кг/кг | 17,24 | 16,8 | 15,7 | 15,48 | 14,9 |
Теоретич. необх. для сгорания кол-во воздуха, куб.м./куб.м. | 9,52 | 16,66 | 23,91 | 30,95 | 58,6 |
Октановое число (ОЧИ) | 115 | 125 | 110 | 95 | 92 |
Когда в качестве топлива в карбюраторных двигателях применяют бензин, горючая смесь образуется в карбюраторе, который преобразуется жидкое топливо и воздух в паровую смесь , поступающую в рабочее пространство цилиндра. В топливо для карбюраторных двигателей часто добавляют антидетонационные компоненты (тетраэтил и тетраметилсвинец), повышающие сопротивляемость преждевременному воспламенению.
При замене бензина на сжиженный газ необходимость в антидетонаторах отпадает. Смесь «сжиженный газ – воздух» чисто газовая, поэтому тетраэтил или тетраметил свинца, являющийся жидкостью, не может быть подан в виде суспензии в газовый поток. К счастью, большинство компонентов сжиженного газа обладают повышенными антидетонационными качествами. Следует также отметить, что у сжиженного газа октановое число значительно выше, чем у замещающего бензина, что показано в таблице 2.28.