После перевода автомобилей на сжиженный газ, они получают представленные в таблице 2.30 характеристики:
Таблица 2.30
Модель автомобиля | ГАЗ-32212 ГАЗ-2705 | ГАЗ-3302 | ГАЗ-3307 (ГАЗ-3308) | ГАЗ-3110 ГАЗ-3102 |
Полный объем баллона, л | 85; 55х2; 45х2 | 100 | 205 | 65; 72; 78 |
Объем сжиженного газа в баллоне, л | 68; 88; 72 | 80 | 165 | 52; 58; 62 |
Контрольный расход газа, л/100 км | 17 | 17,5 | 28 | 14 |
Объем бензобака, л | 55 | 70 | 60 | 55 (70) |
Запас хода автомобиля на сжиженном газе, км | 400; 517; 423 | 460 | 500 | 372; 414; 443 |
Масса ГБО (с баллоном), не более | 50; 60 | 60 | 100 | 45; 50; 55 |
Часть машин автопарка закреплена за производственными и вспомогательными цехами и не используется в дальних поездках. Учитывая, что в г. Дзержинске рядом с ОАО «Заря» находится заправочная станция сжиженного газа, в целях снижения затрат на топливо было бы правильно перевести указанные выше машины на газовое топливо.
Годовой пробег автомобилей ГАЗ-3307 по данным предприятия составляет от 20000 км и выше. Можно рассчитать срок окупаемости газового оборудования для автомобиля ГАЗ- 3307.
Линейная норма расхода топлива ГАЗ-3307 25 литров на 100 км.
На сжиженном газе она на 10% больше и составляет 28 литров.
Цена бензина - 9 рублей за литр.
Цена сжиженного газа – 5 рублей за литр.
Стоимость газобаллонного оборудования с установкой - Jo = 13700 рублей.
При 20000 км. пробега расход бензина составляет 5000 л, что в финансовом выражении составляет 45000 рублей.
Расход газа составит 5600 л., что равняется 28000 рублей.
Данное мероприятие позволяет экономить в год на одной машине – В =17000 рублей. Срок окупаемости проекта [7, c.141-146]:
РВ = Jo/B (2.10)
PB = 13700/17000 = 0,81 г. На сегодняшний момент по рублям расчетная номинальная процентная ставка банков nr = 22%, а уровень инфляции b = 10%
Чистый дисконтированный доход [9]:
NPV = B * (1 – (1 + r) )/r – Jo (2.11)
NPV = 17*(1-(1 + 0,11))/0,11 – 13700 = 86755 рублей,
где r - реальная процентная ставка, r = (nr –b)/(1 + b) = 0,11
n – экономический срок службы мероприятия, равен 10 годам.
NPVQ = NPV/ Jo (2.12)
NPVQ = 86755/13700 = 6.33 – индекс доходности.
Это говорит о выгодности вложения денег в этот проект.
Альтернативой сжиженному газу мог бы стать перевод части автомобилей на сжатый газ, но из-за более высокой цены аппаратуры (около 1000 $) и незначительной разницы в цене на сжиженный и сжатый газ (5 и 4,5 рублей соответственно), срок окупаемости данного проекта существенно сдвинется. К тому же, при работе на сжатом газе двигатель автомобиля потребует существенной переделки, иначе он потеряет в мощности до 25%.
В связи с тем, что в России разведаны и разрабатываются гигантские месторождения природного газа, в будущем проект перевода автомобилей на сжатый газ может стать актуальным.
Энергоэффективное освещение цехов промышленных предприятий
В настоящее время более 90% цехов промышленных предприятий освещается светильниками с ртутными лампами типа ДРЛ. Автотранспортный цех ОАО «Заря в данном случае не является исключением из общего правила. Ремонтные боксы, автомобильная стоянка, заправочная станция освещаются лампами типа ДРЛ – 400 общим количеством 63 штуки. Данный тип ламп имеет низкий КПД, обусловленный несовершенной конструкцией.
Современные технологии позволяют уменьшить потребляемую мощность лампы в два раза, с сохранением ее светоотдачи. В нашем случае лампу типа ДРЛ – 400 потребляемой мощностью 400 Вт можно заменить натриевой лампой с потребляемой мощностью 200 Вт. При этом натриевая лампа дает увеличение светового потока на 8/10 Лк. Учитывая, что цоколь натриевой лампы совпадает с цоколем ртутной, переделки светильников не потребуется. Натриевая лампа для своей работы требует подключения к уже существующему дросселю ртутной лампы дополнительного дросселя, который включается в цепь последовательно. Замена ламп и монтаж дополнительных дросселей может производиться силами двух электриков автотранспортного цеха под руководством мастера электриков при помощи передвижной механической лестницы.
В настоящее время стоимость одной натриевой лампы и дополнительного дросселя составляет 220 рублей и 130 рублей соответственно, т. е. цена одного комплекта 350 рублей (по данным приложения 5). Ресурс или наработка до отказа у натриевых и ртутных ламп практически одинаковый и составляет 16000 часов. (Для сравнения: ресурс обыкновенной лампы накаливания, используемой в быту, составляет примерно 1500 часов).
Как уже говорилось выше, в автотранспортном цехе ОАО «Заря» для освещения используется 63 лампы ДРЛ – 400, суммарной потребляемой мощностью 25, 5 кВт/ч, причем 20 ламп используются для освещения стоянки и заправочной станции. Продолжительность работы внутрицеховых ламп за смену от сезонности не зависит и при односменном режиме работы автотранспортного цеха составляет 8 часов в сутки, что за 1 месяц составляет 176 часов (22 дня). Продолжительность работы наружного освещения носит сезонный характер и может составлять в сутки от 17 часов в зимний период до 6 часов в летний. Возьмем среднегодовую продолжительность темного времени суток – 12 часов, что за месяц составит 360 часов (30 дней). Получается, что суммарная мощность 43 ламп внутрицехового освещения
43 * 400Вт = 17,2 кВт.
Рассчитаем внутрицеховое энергопотребление ламп ДРЛ - 400 за месяц.
17,2 * 176ч = 3027,2 кВт/ч
А 20 ламп наружного освещения суммарной мощностью 8 кВт потребляют в среднем в месяц 2880 кВт/ч.