где tпр – суммарное время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой на грузовых пунктах за оборот (включая время на перемещение транспортного средства с фронта разгрузки на фронт погрузки).
Также можно использовать маршрут с неполным использованием пробега, который может иметь различные формы. При работе на таком маршруте за один оборот совершается две ездки, и использование пробега подвижного состава на данном маршруте составляет более 50%, но менее 100%, то есть 0,5 < b < 1
Кольцевым маршрутом называется путь следования подвижного состава по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки-разгрузки. В кольцевом маршруте начальный пункт является конечным.
Виды кольцевых маршрутов:
а) развозочный маршрут,
б) сборный маршрут,
в) сборно-развозочный маршрут.
Определим составляющие себестоимости перевозок. При любых методах хозяйствования себестоимость перевозок (в том числе и грузовых) была и является важнейшим показателем, характеризующим затратную деятельность предприятий различных форм собственности.
В современных условиях перехода к рынку формирование себестоимости грузовых перевозок происходит, в основном, по фактическому принципу, а не по нормативному, как было в период планового ведения экономики.
Себестоимость вообще и грузовых перевозок в частности отражает как положительные, так и отрицательные тенденции действующих в стране экономических и правовых законов. В себестоимости отражаются результаты деятельности собственно трудового коллектива и косвенно - деятельность всего хозяйственно-правового комплекса страны. В себестоимости проявляются: результаты внедрения новой техники и современных технологий; степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; уровень организации труда и перевозного процесса; совершенство управления на всех стадиях оборота продукта и, как следствие, качество продукции и спрос на нее. Себестоимость перевозок, как один из экономических показателей эффективности работы предприятий, общепринято измерять в денежной форме. В автотранспортных хозяйствах суммарные денежные затраты на перевозки называются эксплуатационными расходами.
В целях организационного учета и возможности последующего анализа производственной деятельности любых хозяйственных подразделений все затраты классифицируются по определенным признакам. На грузовых перевозках в калькуляцию себестоимости включаются следующие статьи расходов:
· Основная и дополнительная заработная плата водителей
· Затраты на топливо автомобилей
Затраты на восстановление износа и ремонт авторезины
· Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
· Накладные (общехозяйственные расходы).
Расчет калькуляции затрат будем проводить на основе калькуляции данного предприятия, в которую входят:
1) Расход на топливо
2) Расход на масло
3) Амортизационные затраты
4) Расходы на резину
5) Расходы на материалы, запасные части и техобслуживание
6) Заработная плата водителей
7) Накладные расходы
Необходимо дать формулы, применяемые в калькуляции:
1) расход топлива в литрах
(Lм* NL + Lгр * G * 1,3)/100, (2.5)
где Lм – общий пробег
NL– линейная норма расхода топлива на данный автомобиль
Lгр – пробег с грузом
G - количество перевезенного груза за 1 ездку
1,3 - добавочный коэффициент (при подсчете тонны на километры) для дизельных марок МАЗ и КАМАЗ
Цена 1 литра дизельного топлива принимаем 9 рублей.
2) Расход масла принимается по данным предприятия в размере 2% от расходуемого топлива. Цена 1 литра масла – 12 рублей.
3) Амортизационные затраты
(Lм/1000) * 0,0037*Sбал, (2.6)
где Lм – общий пробег
Sбал – балансовая стоимость автомобиля
0,0037 - постоянный коэффициент амортизации
4) расходы на резину
(Sкол * nк * Lм)/D , (2.7)
где Sкол – стоимость одного колеса
Nк - количество колес
D - средний пробег одного колеса, равный 75000 км [5].
5) расходы на материалы, запасные части и техобслуживание по данным предприятия принимается – 400 рублей
6) заработная плата водителей
Зв = Зосн + П + С, (2.8)
где Зосн – основная заработная плата на данном маршруте, разработанная отделом труда и заработной платы
П – премии в размере 70% от Зосн
С – отчисления на социальное страхование в размере 36,8% от суммы
Зосн + П
7) Накладные расходы, по данным предприятия, принимаются в размере 30% от суммы всех вышеперечисленных затрат.
Рентабельность принято считать, по данным предприятия, в размере 12%/
П=Д - З, (2.9)
где П – прибыль, Д – доходы, З – затраты.
Для оптимизации было выбрано несколько маршрутов по ввозу и вывозу продукции, что показано в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Существующие маршруты
Маршруты | Действие с грузом |
Дзержинск - Пермь | Вывоз |
Дзержинск – Н. Челны | Ввоз |
Дзержинск - Волжск | Ввоз |
Дзержинск - Уфа | Вывоз |
Дзержинск - Стерлитамак | Ввоз |
Дзержинск - Москва | Вывоз |
Дзержинск - Новомосковск | Ввоз |
Все маршруты выполняются маятниковым способом, на каждой схеме присутствует маршрут, как по ввозу, так и по вывозу продукции. Поэтому необходимо:
1) рассчитать затраты на каждом из действующих маршрутов
2) составить рациональный оптимизированный маршрут
3) рассчитать затраты на оптимизированном маршруте