Характерно, что в 2004 г. экономика России при всех трудностях сохранила тенденцию роста. Объем промышленной продукции увеличился за год на 4,9%, сельскохозяйственной – на 68,0%, внешнеторговый оборот – на 5,4%, а оборот розничной торговли – на 10,8%.
История Иркутского авиационного завода начинается с 28 марта 1932 года, когда Главным Управлением промышленности Наркомтяжпрома СССР был издан приказ №181 о строительстве нового авиазавода. Именовали его “Иркутский машиностроительный завод №125”.
Предполагалось, что новый завод будет “прикрывать” Дальневосточные рубежи СССР, обеспечивая части Красной Армии, противостоявшие милитаристской Японии, современными боевыми самолетами.
24 августа 1934 года состоялся пуск завода. Первенцем завода стал скоростной истребитель-моноплан И-14 – революционная для своего времени машина, отличавшаяся высокими характеристиками. Первый полет И-14 состоялся в начале 1935 года. В 1936 году был освоен выпуск скоростных бомбардировщиков СБ – наиболее совершенных машин в своем классе. В 1941г. на смену СБ пришел пикирующий бомбардировщик Пе-2. В дальнейшем на базе этой машины был создан тяжелый истребитель Пе-3, также строившийся в Иркутске.
Осенью 1941г. на берега Ангары эвакуировался московский авиационный завод №39 имени В. Менжинского. В результате слияния заводов №39 и №125 образовалось единое предприятие – Иркутский авиационный завод №39. В годы войны завод строил не только самолеты. В частности, было освоено производство танков и мин.
В послевоенные годы в Иркутске выпускали фронтовые бомбардировщики Ту-2, а в начале 1950-х гг. завод перешел на производство принципиально новой, реактивной техники – сначала торпедоносца Ту-14, а затем фронтового бомбардировщика Ил-28.
На смену боевой дозвуковой технике в конце 1950-х гг. пришли сверхзвуковые самолеты Як-28, а в начале 1970-х гг. в Иркутске был налажен выпуск учебно-боевых самолетов МиГ-23УБ с крылом изменения геометрии. Несколько позже в небо поднялись истребители-бомбардировщики МиГ-27, являвшиеся одним из наиболее мощных самолетов в фронтовой авиации.
В 1980-х гг. на заводе было освоено производство боевой авиационной техники четвертого поколения – учебно-боевого самолета Су-27УБ. На базе этой машины были созданы двухместный истребитель-перехватчик Су-30 и многоцелевой истребитель Су-30МК, являющиеся в настоящее время одними из сильнейших в мире боевых машин в своем классе и превосходящие зарубежные аналоги по ряду важнейших параметров.
На сегодняшний предприятие выпускает не только боевую авиацию, но и многоцелевую реактивную амфибию Бе-200 и 4-местный поршневой самолет Як-112, предназначенный, помимо прочего, для частной авиации.
Кроме самолетов объединение выпускает мотодельтапланы, автопринадлежности, автоприцепы, игрушки и широкий ассортимент товаров народного потребления, которые могут быть использованы как для туристических, так и для специальных спасательных целей. Выполняются заказы для сельского хозяйства.
Иркутские самолеты эксплуатировались и эксплуатируются более чем в 30 странах мира. Есть все основания надеяться, что и в XXI веке крылатые машины с берегов Ангары будут не только надежно защищать воздушные границы страны, но и утверждать престиж российского авиастроения в небе других государств.
Иркутский авиационный завод – филиал открытого акционерного общества «Научно-производственная компания «Иркут», именуемое в дальнейшем «ИАЗ», создан путем преобразования государственного предприятия “Иркутское авиационное производственное объединение” в открытое акционерное общество в соответствии с Указом Президентом Российской Федерации “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества” от 01 июля 1992 года №721 и является правопреемником вышеназванного государственного предприятия.
ИАЗ создан без ограничения срока его деятельности.
ОАО “ИАЗ” в своей деятельности руководствуется Уставом. Заводом руководит Совет директоров во главе с председателем.
В состав ИАЗа входят производства и заводы:
МСП – механосборочное производство;
АСП – агрегатно-сборочное производство;
ЗШП – заготовительно-штамповое производство;
МетП – металлургическое производство;
ПП – производство покрытий;
МИП – монтажно-испытательное производство;
РМЗ – ремонтно-механический завод;
ЭнЗ – энергозавод.
Основной целью ИАЗа являются обеспечение потребностей рынка в авиационной технике, удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах и максимальное получение прибыли путем осуществления своей деятельности.
ИАЗ имеет гражданские права и исполняет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации, Завод может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Основными видами деятельности Завода являются:
1) разработка, производство и реализация военной и гражданской авиационной техники и запасных частей к ним;
2) разработка, производство и реализация продукции производственно технического назначения, автотранспортных средств, товаров народного потребления, сельхозпродукции;
3) производство, передача, распределение, реализация тепловой и электрической энергии, воды, сжатого воздуха и газа;
4) монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт электроэнергетического, теплоэнергетического оборудования, энергетических и компрессорных установок, средств связи, энергосетей и коммуникаций;
5) изготовление и реализация продукции литейно-кузнечного производства;
6) осуществление технического обслуживания, эксплуатации и ремонта авиационной техники, автомобилей, технологического, электротехнического, электронного и иного оборудования, а также источников ионизирующего излучения;
7) изготовление и поставка запасных частей к машинам и оборудованию;
8) добыча и переработка природных ресурсов, а также переработка и утилизация отходов, хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
9) деятельность по обеспечению объектов котлонадзора, Энергонадзора, Госатомнадзора и подъемных сооружений;
10) оказание коммунальных и других услуг организациям и гражданам;
11) торгово-закупочная деятельность;
12) промышленное и гражданское строительство;
13) услуги за управление;
14) туризм, в том числе международный;
15) осуществление торговых операций с различными видами техники и оборудования, в том числе на основе товарообменных операций, договоров поручения и комиссии;
16) оказание транспортных и транспортно-эксплуатационных услуг, в том числе приобретение, поставка, предоставление и получение в аренду и фрахтование транспортных средств и подъездных железнодорожных путей, осуществление чартерных операций с воздушными судами;
17) оказание таможенно-складских услуг;