В настоящее время все большее значение начинают приобретать вопросы повышения уровня транспортного обслуживания клиентов, которые в рыночных условиях хозяйствования тесно связаны с проблемой сервиса и качества предоставляемых услуг. Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять потребности клиентов. Если компания обязуется доставить груз по назначению и в оговоренные контрактом сроки в условиях в условиях сохранности, то в будущем клиент ожидает, что перевозчик сократит время простоя, снизит плату за хранение, расширит сеть доставки и т.д.; т.е. повысит качество предоставляемых услуг.
Ошибочным является суждение о том, что предоставление качественных услуг является дорогим удовольствием. Наоборот, невыполнение условий принятого соглашения влечет за собой дополнительные расходы материальных и трудовых ресурсов, направленных на устранение ошибок. Так, систематические срывы графика перевозок приводят, в конечном счете, к потере клиентов, репутации и места на рынке транспортных услуг.
Поиски оптимальных решений, позволяющих экономике страны эффективно освоить необходимые объемы перевозок при возможно малых затратах средств, в настоящее время относятся к основным задачам стабилизации и дальнейшего подъема как промышленности, так и сельского хозяйства. Степень удовлетворения различными видами транспорта потребностей общества в грузовых и пассажирских перевозках неодинакова. В 2004 г. сохранилась положительная динамика улучшения финансового состояния по крупным и средним предприятиям всего транспортного комплекса. Объем перевозок возрос на 7,7%, а грузооборот – на 6,7%. Прирост на грузовом автомобильном транспорте составил 5% (хотя на самом деле больше за счет частного сектора и сложности учета его работы), на железнодорожном – 8%, речном – 16%. Транзит через страну увеличился на 19%.
Освоение предъявляемых перевозок различными видами транспорта зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются следующие:
- характер и уровень развития материально-технической базы конкретного вида транспорта, определяющие его возможности освоения предъявляемых перевозок;
- размещение транспортных средств и сети видов транспорта относительно предприятий и населенных пунктов;
- организация перевозочного процесса, регулярность перевозок, сроки доставки грузов и пассажиров.
Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т.д. Для определения сфер экономически целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.
К общехозяйственным факторам относятся:
- размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;
- номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его работы;
- состояние запасов товарно-материальных ценностей, которое определяет срочность доставки грузов и т.д.
К специфическим транспортным факторам относятся:
- размещение сети путей сообщения;
- условия эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичность работы;
- пропускная и провозная способности;
- техническая вооруженность;
- система организации транспортного процесса.
При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:
- уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);
- капитальные вложения;
- скорости движения и сроки доставки;
- наличие провозной и пропускной возможностей;
- маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;
- надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;
- гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;
- условия эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.
Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна. Она во многом зависит от мощности и структуры грузопотоков, дальности перевозок, величины отправок, типа подвижного состава, материально-технической базы вида транспорта и ряда других факторов.
Промышленный транспорт имеет большое значение для обеспечения транспортных нужд предприятий. Он осуществляет перевозки внутрицеховые, межцеховые, со складов предприятий в цеха, из цехов на склады предприятий, а также подвоз продукции на магистральный транспорт и вывоз грузов на склады и в цеха предприятий. Во внутрипроизводственных перевозках используются железнодорожные пути, автомобили и специализированные виды транспорта (монорельсовые и канатные дороги, ленточные и другие конвейеры и т.д.). Специализированные виды транспорта в большинстве своем применяются в металлургии (черной и цветной), угольной, химической промышленности и в промышленности строительных материалов. Внедрение специализированных видов транспорта, как показывают расчеты, оказывается эффективнее, чем использование автомобильного или железнодорожного, что, в конечном счете, способствует снижению транспортных издержек, повышению производительности транспорта и в целом эффективности производства.
Транспортный комплекс иркутской области имеет те же проблемы, что и вся страна:
- изношенность транспортных средств, технологическое отставание технических средств и недостаток инвестиций для нормального воспроизводства инфраструктуры;
- неконкурентоспособность товаров на внутреннем и зарубежном рынках из-за дальности перевозок и высокого тарифа;
- несоответствие локальных систем современным требованиям;
- отсутствие стабильности в работе и неплатежеспособность ряда промышленных предприятий, продукция которых влияет на объемы грузооборота.
Железнодорожный транспорт имеет две основные проблемы:
1) низкую пропускную способность железнодорожных путей;
2) высокий уровень непроизводственных затрат.
Решить проблемы можно при:
- удовлетворении платежеспособного спроса на перевозки;
- рентабельном функционировании с возможностью инвестирования в основные средства и подвижной состав.
Уже есть компании, которые сами перевозят свою продукцию (в частности, ЮКОС). Возникновение конкуренции приведет к сокращению издержек при перевозке, получению максимальной прибыли и даст возможность нормально действовать в условиях рыночной экономики.
Подробные показатели работы транспорта Иркутской области за 1990-2004 гг. представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные показатели работы транспорта
Показатель | 1990 г. | 1995 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2004 г. в процентах к 2003 г. |
А | 1 | 2 | 2 | 4 | 5 |
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), км: - железнодорожные пути МПС - в том числе электрифицированные - автомобильные дороги с твердым покрытием - в процентах к общей протяженности автодорог общего пользования - внутренние водные судоходные пути - трамвайные пути - троллейбусные линии |
2 483 2 070 8 765 86,6 7 850 102 57 |
2 480 2 284 11 424 85,1 7 484 107 69 |
2 478 2 247 12 049 88,5 7 446 105 69 |
2 479 2 248 12 151 89,1 7 446 105 69 |
100 100 101 - 100 100 100 |
Окончание табл. 1.1 | |||||
А | 1 | 2 | 2 | 4 | 5 |
Перевезено грузов транспортом общего пользования, всего тыс.т. в том числе: - железнодорожным - автомобильным - внутренним водным - воздушным |
157 291 104 058 35 592 17 546 95 |
92 575 55 727 31 896 4 930 22 |
66 189 45 548 17 629 3 004 8 |
60 555 50 662 6 136 3 743 14 |
92 111 35 125 175 |
Грузооборот транспорта общего пользования, всего млрд. т-км в том числе: - железнодорожного - автомобильного - внутреннего водного - воздушного |
137,1 134,6 0,8 1,7 0,0 |
46,1 44,4 0,5 1,2 0,0 |
51,1 49,7 0,3 1,1 0,0 |
58,8 57,1 0,3 1,4 0,0 |
115 115 100 127 0,0 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, всего тыс. чел. в том числе: - железнодорожным |
721 552 32 431 |
475 944 39 933 |
468 896 17 940 |
465 135 22 133 |
99 123 |
- из него в пригородном сообщении - автомобильным (автобусные перевозки) - внутренним водным - воздушным - трамвайным - троллейбусным |
26 709 483 533 1 399 4 679 137 461 62 049 |
36 450 295 900 628 767 96 127 42 529 |
15 612 272 992 466 428 108 754 68 316 |
19 275 259 301 527 374 107 063 75 737 |
123 95 113 87 98 111 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования, всего млн. пас-км в том числе: - железнодорожного - автомобильного (автобусные перевозки) - внутреннего водного - воздушного - трамвайного - троллейбусного |
19 153 6 063 … 51 7 734 … … |
9 265 4 180 2 895 19 1 793 265 113 |
6 475 3 024 2 247 22 665 313 204 |
6 999 3 909 2 075 24 483 272 236 |
108 129 92 109 73 87 116 |
Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями (на 1 000 чел.), шт. |
74 |
113 |
130 |
134 |
103 |