При приобретении нового автобуса уменьшится количество простоев автобусов в связи с ремонтом и коэффициент выпуска автобусов на линию α.
(4.19)
где Аэ – среднее число автобусов на линии в день.
По факту этот показатель составлял:
(4.20)
В среднем на линию не выходили 21,6 ед. автобусов в день, из них по вине ремонтов около 40% или 8 ед. При увеличении числа автобусов на линии на одну единицу коэффициент выпуска составит:
(4.21)
Рассчитаем пассажирооборот, который изменится при увеличении только этих двух величин, не принимая во внимание изменение средней вместимости, коэффициентов использования вместимости и пробега и других показателей.
(4.22)
где ΔQ – прирост объема перевозок вследствие приобретения одного автобуса.
Для определения прироста пассажирооборота воспользуемся формулой 4.21:
(4.23)
Определим прирост дохода от приобретения одного автобуса по формуле 4.22:
(4.24)
Себестоимость обслуживания новой единицы транспорта существенно не изменится, так как она заменяет собой аналогичную единицу. Итого экономический доход от замены одной изношенной единицы подвижного состава новой составит:
(4.25)
Все расчеты проведены для приобретения одной единицы пассажирского транспорта, но наиболее изношенными на предприятии являются большие автобусы.
Для определения оптимального количества новых единиц транспорта, необходимых организации, представим расчеты в табличной форме, учитывая, что в качестве ограничений выступает возможное число приобретения автобусов – 8, так как именно столько не вышло в этом году по вине ремонтов и объем перевозок – 5 320 тыс. пасс., именно столько было запланировано для перевозок в этом году.
В таблице 4.11 представлены расчет коэффициента выпуска автобусов на линию, в зависимости от количества приобретения новых единиц подвижного состава.
Таблица 4.11
Расчет коэффициента выпуска автобусов на линию, в зависимости от количества приобретаемого транспорта
Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | α | Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | α |
1 | 0,485 | 5 | 0,585 |
2 | 0,510 | 6 | 0,610 |
3 | 0,535 | 7 | 0,635 |
4 | 0,560 | 8 | 0,660 |
После изменения коэффициента пересчитаем объем перевозок для каждого нового показателя. Результаты представим в таблице 4.12.
Таблица 4.12
Пересчитанный объем перевозок для каждого варианта капиталовложений
Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | Q``, тыс. пасс | Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | Q``, тыс. пасс |
1 |
3 420 | 5 |
4 125 |
2 |
3 596 | 6 |
4 302 |
3 |
3 773 | 7 |
4 478 |
4 |
3 949 | 8 |
4 654 |
В следующей таблице найдем прирост объема перевозок от приобретения различного количества единиц транспорта.
Таблица 4.13
Изменение объема перевозок при замене изношенной техники на новую
Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | ΔQ, тыс. пасс | Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | ΔQ, тыс. пасс |
1 |
176 | 5 |
881 |
2 |
352 | 6 |
1 058 |
3 |
529 | 7 |
1 234 |
4 |
705 | 8 |
1 410 |
Для определения прироста грузооборота составим таблицу 4.14.
Таблица 4.14
Прирост грузооборота при замене изношенной техники на новую
Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | ΔР, тыс. пасскм | Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | ΔР, тыс. пасскм |
1 |
4 066 | 5 |
20 351 |
2 |
8 131 | 6 |
24 440 |
3 |
12 220 | 7 |
28 505 |
4 |
16 286 | 8 |
32 571 |