Капитальные вложения рассчитываются по формуле:
(4.8)
где К – капитальные вложения, р.;
Ц – цена за единицу транспорта, р.;
n – количество приобретаемых единиц транспорта, ед.
При приобретении нового автомобиля уменьшится количество простоев автомобилей в связи с ремонтом и коэффициент выпуска автомобилей на линию α.
(4.9)
где Аэ – среднее число автомобилей на линии в день.
По факту этот показатель составлял:
(4.10)
В среднем на линию не выходили 58,8 ед. автомобилей в день, из них по вине ремонтов около 24% или 14 ед. При увеличении числа автомобилей на линии коэффициент выпуска составит:
Рассчитаем грузооборот, который изменится при увеличении только этих двух величин, не принимая во внимание изменение средней грузоподъемности, коэффициентов использования грузоподъемности и пробега и других показателей.
(4.11)
где ΔQ – прирост объема перевозок вследствие приобретения одного автомобиля.
Для определения прироста грузооборота воспользуемся формулой 4.12:
(4.12)
Определим прирост дохода от приобретения одного автомобиля по формуле 4.13:
(4.13)
Себестоимость обслуживания новой единицы транспорта существенно не изменится, так как она заменяет собой аналогичную единицу. Итого экономический доход от замены одной изношенной единицы подвижного состава новой составит:
(4.14)
Все расчеты проведены для приобретения одной единицы грузового транспорта, но наиболее изношенными на предприятии являются электрокары, эффект от приобретения которых за год не покрывает их стоимость. Оптимальным вариантом приобретения автотранспорта будет являться комбинация, при которой возможно наибольшее приобретение электрокар при наибольшем экономическом эффекте.
Для определения оптимального количества новых единиц транспорта, необходимых организации, представим расчеты в табличной форме, учитывая, что в качестве ограничений выступает возможное число приобретения автотранспорта – 14, так как именно столько не вышло в этом году по вине ремонтов и объем перевозок – 3750 тыс.т., именно столько было запланировано для перевозок в этом году.
В таблице 4.3 представлены расчет коэффициента выпуска автомобилей на линию, в зависимости от количества приобретения новых единиц подвижного состава.
Таблица 4.3
Расчет коэффициента выпуска автомобилей на линию, в зависимости от количества приобретаемого транспорта
Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | α | Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | α | Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | α |
1 | 0,518 | 6 | 0,560 | 11 | 0,602 |
2 | 0,527 | 7 | 0,568 | 12 | 0,610 |
3 | 0,535 | 8 | 0,577 | 13 | 0,618 |
4 | 0,543 | 9 | 0,585 | 14 | 0,627 |
5 | 0,552 | 10 | 0,593 |
После изменения коэффициента пересчитаем объем перевозок для каждого нового показателя. Результаты представим в таблице 4.4.
Таблица 4.4
Пересчитанный объем перевозок для каждого варианта капиталовложений
Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | Q``, тыс. т | Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | Q``, тыс. т | Кол-во приобретаемого транспорта, ед. | Q``, тыс. т |
1 | 2 047,6 | 6 | 2 213,6 | 11 | 2 379,6 |
2 | 2 083,2 | 7 | 2 245,2 | 12 | 2 411,3 |
3 | 2 114,8 | 8 | 2 280,8 | 13 | 2 442,9 |
4 | 2 146,4 | 9 | 2 312,4 | 14 | 2 478,5 |
5 | 2 182,0 | 10 | 2 344,1 |