По расчетам видно, что наиболее эффективно приобретать либо одну, либо две единицы автотранспорта. Но парк предприятия настолько изношен, что приобретением одной или двух единиц транспорта ситуацию переломить невозможно, так как в следующем году абсолютно изношенными станут автомобили, которые в этом году изношены лишь на 90%.
Учитывая все вышесказанное и понимая, что темпы обновления транспортного парка должны превышать темпы окончательного износа этого парка примем за оптимальный вариант приобретение одиннадцати единиц автотранспорта, в том числе семи электрокар и четырех единиц спец. техники.
Рассчитаем экономический эффект от приобретения данной комбинации транспортных единиц:
Необходимо отметить, что помимо данного экономического эффекта предприятие приобретает еще и одиннадцать новых единиц подвижного состава.
Для расчетов показателей по пассажирским перевозкам используются специальные показатели (см. табл. 4.10).
Таблица 4.10
Характеристика выполнения технико-экономических показателей за 2004 г.
Показатели | План | Факт | Проц. выполнения плана | |
Списочное число автомобилей (Ас) | ед |
53 |
40 |
75,47 |
Средняя вместимость (q) | мест |
125 |
95 |
84,00 |
К-т использования вместимости (γ) |
0,94 |
0,82 |
87,23 | |
К-т использования пробега (β) |
0,75 |
0,52 |
69,33 | |
Время в наряде (Тн) | ч |
8 |
8,2 |
102,50 |
Скорость техническая (Vt) | км/ч |
45 |
54 |
120,00 |
Среднее расстояние ездки (lп) | км |
15,2 |
23,1 |
151,97 |
Коэффициент выпуска автомобилей (α) |
0,55 |
0,46 |
83,64 | |
Количество рейсов в сутки (n) |
4 |
4,6 |
115,00 | |
Объем перевозок (Q) | тыс.пасс |
5 320 |
3 244 |
60,98 |
Грузооборот (Р) | тыс.пасскм |
80 864 |
74 936 |
92,67 |
Доход (Д) | тыс.р. |
19 796 |
22 501 |
113,66 |
Доходная ставка (d) | р/10пасскм |
2,45 |
3,00 |
122,67 |
Все представленные данные приведены для автобусов.
Для дальнейшей работы с данными проведем проверку информации по формуле 4.15:
(4.16)
После проведения расчетов было выявлено, что объем перевозок соответствует исходным данным.
Грузооборот определяется по формуле 4.16:
(4.17)
Проверка показателей грузооборота показала, что расчетные данные соответствуют исходным.
Все эти показатели взаимосвязаны между собой, поэтому при обновлении парка автобусов изменятся и расчетные данные. Для определения целесообразности приобретения нового транспорта рассчитаем капитальные затраты на приобретение автобусов, затем экономический эффект от их внедрения и определим наиболее оптимальное число нового подвижного состава, необходимого организации, т.е. проведем расчеты по алгоритму, приведенному в разделе грузового транспорта.
Для расчетов примем усредненную стоимость одной единицы пассажирского транспорта за 500 тыс. рублей. Списываемый транспорт также может быть еще реализован на сторону, но его стоимость очень низкая и в данном случае прибыль от его реализации не учитываем, кроме того, списочное число автобусов ниже планового почти в два раза, поэтому рассчитаем эффективность чистого приобретения без последующей реализации.
Капитальные вложения рассчитываются по формуле:
(4.18)
где К – капитальные вложения, р.;
Ц – цена за единицу транспорта, р.;
n – количество приобретаемых единиц транспорта, ед.