Рис. 2.1. Организационная структура Транспортного управления ИАЗа
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО ИАЗ
Транспортное управление является независимым в финансовом плане подразделением ОАО ИАЗ, ведет собственный бухгалтерский и налоговый учет.
В состав Транспортного управления входит несколько структурных подразделений: 8 цехов, 2 отдела и ВОХР. Общее количество транспортных средств на конец 2004 года – 103 единицы.
По результатам работы за 2003-2004 годы предприятие имело следующие значения показателей (см. табл. 3.1).
Таблица 3.1
Показатели деятельности предприятия
Наименование показателя | Значение показателя по годам | |
2003 | 2004 | |
1. Выручка от реализации (нетто), р. 2. Себестоимость реализованной продукции, р. 3. Чистая прибыль (убыток), р. 4. Рентабельность продаж, % 5. Рентабельность продукции, % 6. Среднесписочная численность работающих, чел. - в том числе рабочих 7. Отработано за год: - человеко-дней - автомобиле-дней 8. Средняя продолжительность смены, ч. 9. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, р. 10. Стоимость оборотных средств, р. 11. Краткосрочная дебиторская задолженность, р. |
43 297 795,0 65 103 743,0 -21 805 948,0 - - 432,0 397,0 3 412,8 51 732,0 7,9 57 011 562 14 062 419 362 |
61 490 994,0 65 217 250,0 -3 726 256,0 - - 374,0 340,0 3 066,8 52 380 8,2 58 397 421 22 276 636 434 |
Из таблицы 3.1 можно сделать следующие выводы о деятельности предприятия: годовой объем реализации услуг увеличился и составил на конец 2004 года 61 490 994 р., убыток от операционной деятельности составил 3 726 256 р. Предприятие убыточно, но увеличение в 2004 году таких показателей как количество автомобиле-дней, продолжительность смены, стоимость оборотных средств свидетельствует о том, что предприятие продолжает развиваться, косвенно на это указывает также увеличение дебиторской задолженности. Результаты производственно-хозяйственной деятельности очень плохие: рентабельность продаж и рентабельность продукции нулевые.
Рыночная экономика требует от предприятий достижения максимальной эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, эффективных форм хозяйствования и управления производством, иначе в настоящих условиях просто невозможно выжить. Для того чтобы разработать стратегию и тактику развития предприятия, обосновать планы, управленческие решения, осуществлять контроль над их выполнением, выявлять резервы повышения эффективности работы, необходимо провести анализ производственно-хозяйственной деятельности.
Для расчетов будет использоваться методика проведения детерминированного факторного анализа.
Объем производства и реализации услуг, темпы роста и прироста непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ начнем с рассмотрения этих показателей (см. табл. 3.2).
Таблица 3.2
Динамика производства и реализации услуг
Год | Объем производства и реализации услуг, р. | Темп роста, % | |
базисный | цепной | ||
2002 |
36 012 772 |
100 |
100 |
2003 |
43 297 795 |
120,23 |
120,23 |
2004 |
61 490 994 |
170,75 |
142,02 |
В период с 2002 по 2004 год объем производства и реализации услуг увеличился на 70,75%. В 2004 году произошло резкое увеличение объема производства и реализации на 42,02%.
Среднегодовой темп роста производства и реализации услуг рассчитаем по среднегеометрической взвешенной (см. формулу 3.1).
(3.1)
где Тр – среднегодовой темп роста;
Т1, Т2, Т3, Тn – годовые темпы роста;
n – продолжительность расчетного периода в годах.
Темп прироста выпуска и реализации услуг рассчитаем по формуле 3.2.
(3.2)
где Тпр – среднегодовой темп прироста.
На анализируемом предприятии темп роста выпуска и реализации услуг составляет 131%, темп прироста объемов выпуска и реализации услуг составляет соответственно 31%. Можно сделать вывод о том, что предприятие интенсивно наращивает темпы роста производства и реализации услуг.
Динамика объемов производства и реализации продукции за период с 2002 г. по 2004 г. изображена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Динамика объемов производства и реализации услуг
Оценка выполнения плана по ассортименту выполненных услуг представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Выполнение плана по ассортименту продукции в 2004 году
Показатели | Объем реализации услуг в сопоставимых ценах, р. | Удельный вес выпуска продукции | Выполнение плана, проц. | Абсолютное отклонение по удельному весу, проц. | Засчитывается в выполнение плана, р. | ||
план | факт | план | факт | ||||
1. Производственные перевозки всего: в т.ч. по видам транспорта: -грузовыми а/м -автобусами -спец. а/м -электрокарами 2.Платные услуги населению |
56 988 673 14 377 752 18 235 829 14 444 851 9 930241 1 560 000 |
59 565 294 15 029 859 20 575 515 13 964 191 9 994 729 1 925 700 |
97,3 24,6 31,1 24,7 16,9 2,7 |
96,9 24,4 33,5 22,7 16,3 3,1 |
104,5 104,5 112,8 96,7 100,6 123,4 |
-0,4 -0,2 2,4 -2 -0,6 0,4 |
56 508 013 14 377 752 18 235 829 13 964 191 9 930 241 1 560 000 |
ИТОГО |
58 548 673 |
61 490 994 |
100 |
100 |
105,0 |
- |
58 068 013 |