Система адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК» сформирована в виде отдельных элементов, таких как обучение и консультирование новых сотрудников и ориентирована только на профессорско-преподавательский состав и инженерно-педагогических работников.
Существующая система носит формальный характер, так как отсутствует детально разработанная технология адаптации и необходимая к ней документация, не закреплен руководитель процесса адаптации, не определен круг специалистов, вовлеченных в систему адаптации.
Для выявления наиболее эффективных форм воздействия на адаптантов в колледже было проведено небольшое исследование. В ходе исследования выяснялась необходимость формализации и содержание адаптационных программ, степень участия должностных лиц в адаптационных процедурах, а также критерии оценки эффективности адаптации. В исследовании участвовали руководители всех подразделений и служб, руководители цикловых методических комиссий и сотрудники, работающие в колледже менее года – всего 63 человека.
Согласно полученным данным все респонденты (100%) признают необходимость разработки формализованной программы адаптации.
Изучение эффективности ознакомления новых сотрудников с различными аспектами нового места работы (должности) выявило, что новичка, прежде всего, интересует социально-экономическая сфера и в меньшей степени нормы и правила, регламентирующие основную деятельность колледжа (таблица 2.9).
Таблица 2.9 Оценка респондентами информации, необходимой адаптанту
(в % от числа упомянутых)
Содержание информации | Оценка эффективно | Оценка неэффективно |
Затруднились оценить |
Система оплаты труда | 75 | 17 | 8 |
Традиции колледжа | 74 | 3 | 23 |
Функциональные обязанности | 70 | 3 | 27 |
Система социального обеспечения | 68 | 15 | 17 |
Неформальные правила поведения | 65 | 12 | 23 |
Правила внутреннего распорядка | 65 | 8 | 27 |
Характеристика коллектива | 65 | 4 | 31 |
Охрана труда | 59 | 17 | 24 |
Техника безопасности | 51 | 25 | 24 |
Структура и система управления | 48 | 12 | 40 |
История колледжа | 41 | 21 | 38 |
Из таблицы видно, что для новичков по значимости на первые места выходит информация, необходимая для нормального самоощущения и чувства сопричастности –система оплаты труда и традиции колледжа (соответственно 75 и 74%). Затем необходима информация о непосредственной деятельности - функциональных обязанностях – 70%. Далее опять выходит на первый план «социальный блок» - система социального обеспечения – 68%, неформальные и формальные правила поведения в коллективе – по 65% в каждом случае. Информация, касающаяся охраны труда, техники безопасности, структуры и системы управления, истории колледжа по эффективности для новичков менее важны (соответственно 59, 51, 48 и 41 %).
Таблица 2.10 Оценка респондентами эффективности участия должностных лиц в адаптации
(в % от числа упомянутых)
Ответственный | Оценка эффективно | Оценка неэффективно | Затруднились оценить |
Инспектор по кадрам | 55 | 2 | 43 |
Непосредственный руководитель | 75 | 12 | 13 |
Директор | 41 | 10 | 49 |
Как видно из таблицы 2.10 эффективность участия того или иного должностного лица в адаптации новых сотрудников снижается в зависимости от иерархического уровня между адаптантом и ответственным за адаптацию. Другими словами, респонденты сходятся во мнении, что адаптацией новых сотрудников должны заниматься профессионалы, для которых эта деятельность является одной из функциональных обязанностей и кто непосредственно связан с рабочим местом нового сотрудника.