ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях управление персоналом играет ключевую роль в любой организации, так как эффективность использования трудового потенциала предприятия обусловливает его рыночную устойчивость, успешность функционирования и перспективы развития.
Необходимым звеном системы управления персоналом является адаптация сотрудников на рабочем месте. Правильно выстроенный процесс адаптации с одной стороны снимает многие негативные факторы внутренней среды организации, а с другой - является хорошим мотивационным инструментом.
В современной России не уделяется достаточно внимания вопросу адаптации персонала и связанным с ним проблемам. Многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. Это справедливо и для системы среднего профессионального образования, в которой осуществляет свою деятельность государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский художественно – промышленный колледж», выбранное нами для анализа, проектирования и внедрения системы адаптации персонала. Общая ситуация в профессиональной школе характеризуется противоречием между количеством, качеством труда и его вознаграждением. Социально-экономический кризис российского образования отражается в первую очередь на кадрах ССУЗов. Массовый отток молодых и перспективных специалистов в другие сферы, общее старение персонала требуют актуализации основных ресурсов управления образовательными организациями.
Цель выпускной работы – разработка проекта совершенствования системы адаптации в ГОУ СПО «ОХПК».
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
· проанализировать теоретические аспекты адаптации;
· изучить и оценить данный процесс в ГОУ СПО «ОХПК»;
· обосновать методы и технологию адаптации сотрудников в ГОУ СПО «ОХПК»;
· выработать практические рекомендации по созданию системы адаптации в колледже.
Объектом исследования является адаптация персонала в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Омский художественно-промышленный колледж».
Предметом исследования выступает управление системой адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК».
Методологическую основу выпускной работы составляют важнейшие положения системного подхода к управлению персоналом (Л. фон Берталанфи, В.П. Половинко, И. Пригожин, В.П. Симонов), которые рассматривают адаптацию как объективный элемент системы, взаимодействующий с другими элементами в динамике их развития.
Информационной базой выпускной работы являются фактические материалы, опубликованные в научной литературе, научно-популярных изданиях и периодической печати.
При изучении системы адаптации в колледже использовались следующие методы: анализ статистической информации, анкетирование различных категорий персонала организации, наблюдение за трудовым поведением сотрудников, анализ кадровой документации колледжа.
Прямым продолжением процессов отбора и приема новых сотрудников в организацию является процесс адаптации. Вхождение работника в новые условия труда ставит его перед необходимостью включения в систему внутриорганизационных отношений. Организация, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы принятый на работу в оптимальный срок освоил свои функциональные обязанности и начал работать с максимальной отдачей. Решить эти проблемы, призваны процедуры адаптации.
Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда [4; 176].
С позиции системного подхода адаптация как элемент системы управления персоналом
выполняет внутрисистемные функции [6; 78]:
· определение темпа роста результативности труда;
· формирование микрогрупп;
· формирование социальной роли адаптанта.
реализует принципиальные цели:
· уменьшение стартовых издержек;
· снижение озабоченности и неопределенности у новых работников, сокращение текучести рабочей силы;
· экономия времени руководителя и сотрудников;
· развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой [4; 181].
способствует интеграции работника в организацию.
В самом общем виде задача адаптации – сбалансировать, привести в соответствие взаимные нормы и ценности, а также требования, предъявляемые организацией и сотрудником друг к другу. Типология адаптации может быть представлена в виде таблицы [5; 103]:
Таблица 1.1 Типология адаптации
№ п/п |
Критерии типологии | Типы адаптации персонала |
1 |
Компоненты системы адаптации персонала |
Профессиональная(производственная), психофизиологическая, организационная, социально-психологическая, экономическая, внеорганизационная |
2 |
Наличие опыта профессиональной или служебной деятельности |
Первичная, вторичная |
3 |
Сферы адаптации |
Адаптация в новой организации, адаптация в новой должности |
4 |
Субъекты адаптации |
Адаптация работника, адаптация работы к человеку |