Таблица 2.11 Оценка респондентами эффективности используемых критериев адаптации
(в % от числа упомянутых)
Предмет оценки | Оценка эффективно | Оценка неэффективно | Затруднились оценить |
Результаты выполнения поставленных задач | 75 | 0 | 25 |
Уровень знаний | 74 | 5 | 21 |
Освоение функциональных обязанностей | 71 | 5 | 24 |
Иное | 65 | 4 | 31 |
С точки зрения респондентов наиболее эффективной является оценка результатов выполнения новыми сотрудниками поставленных задач – 75% и фактический уровень знаний- 74%, а также то, на сколько новичок освоил свои функциональные обязанности – 71%.
Вывод: основные проблемы политики управления кадрами в колледже связаны с недооценкой социальной и психологической стороны организационных отношений. Адаптацией в ОХПК занимаются отдельные работники разных подразделений, но контроль процесса адаптации практически не осуществляется, данные не собираются и не анализируются. Проблемы текучести кадров на аппаратных совещаниях не обсуждаются. В колледже практически не используются иные, кроме материальных, способы стимулирования сотрудников, что также представляется существенным фактором, влияющим на текучесть новых работников и общее «старение» коллектива.
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ В ГОУ СПО «ОХПК»
Методика проектирования системы адаптации определяет:
· выбор подхода к созданию системы адаптации с учетом потребностей, ресурсов и потенциала колледжа;
· формирование структуры процесса адаптации;
· разработку необходимой документации;
· планирование внедрения системы адаптации персонала.
Указанная методика позволяет реализовать на практике теоретические положения, изложенные в главе 1 выпускной работы.
Весь комплекс работ по выстраиванию системы адаптации, согласно данной методике, условно делится на пять блоков: предпроектная подготовка, разработка документов и предложений, обучение, мониторинг, корректировка [9; 75-77]. Содержание блоков рассматривается в таблице, приведенной ниже.
Таблица 3.1. Построение системы адаптации персонала
№ п/п | Наименование блока | Содержание работ | Результаты |
1 |
Предпроектная подготовка |
Определение цели и ожидаемых результатов внедрения программы адаптации. Разработка плана работ по внедрению программы. Определение круга специалистов, войдущих в рабочую группу. Закрепление руководителя процесса адаптации. |
· определены цели и разработан подробный план внедрения программы; · сформирована рабочая группа; · определен руководитель процесса. |
2 |
Разработка документов и предложений |
Выстраивание логики всей процедуры адаптации – от подготовки к приходу до завершения адаптационного периода. Описание последовательности процесса адаптации с определением всех необходимых форм и приложений. Разработка Положения об адаптации и справочных материалов об организации. |
· Положение об адаптации новых сотрудников; · систематизированы все существующие элементы адаптации; · разработаны необходимые приложения (формат плана, справочники, буклеты, программа адаптационного семинара). |
3 |
Обучение |
Разъяснение руководству актуальности внедрения процедуры адаптации и ее роли в решении существующих проблем управления персоналом. Проведение ряда обучающих семинаров для линейных руководителей и наставников с целью освоения ими инструментов адаптации. |
· проведены обучающие семинары; · руководители понимают и поддерживают программу адаптации. |
4 |
Мониторинг |
Запуск программы адаптации персонала. Подведение промежуточных итогов и отслеживание контрольных точек, из которых поступает информация о ходе и проблемах процесса. Анализ всех элементов процедуры адаптации на основе обратной связи новых сотрудников, их руководителей и наставников. Коллективное обсуждение участниками процесса промежуточных итогов адаптации. |
· каждый новый сотрудник встречается и адаптируется по новым правилам; · получена обратная связь по процедуре адаптации; · подведены промежуточные итоги; · выработаны решения проблемных моментов. |
5 |
Корректировка |
Введение в программу адаптации необходимых изменений. |
· индивидуализация отдельных элементов процедуры адаптации. |
Формируемая структура системы адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК» основывается на стандарте адаптации персонала, включающем четыре этапа:
1. Этап общей ориентации – знакомство с организационными и функциональными особенностями колледжа, корпоративной этикой, системой коммуникаций, правилами поведения (осуществляет инспектор отдела кадров);
2. Этап вхождения в должность – практическое знакомство нового сотрудника со своими обязанностям и предъявляемыми к нему требованиями; непосредственным руководителем проводится общая программа адаптации, включающая информацию по направлениям: