Вывод: в современных условиях существование стабильной и экономически эффективной организации невозможно без продуманной и хорошо отлаженной системы адаптации. Как всякая система, система управления персоналом не поддается расчленению и «исправлению» по частям. Поэтому подсистему адаптации нужно строить исходя из целостности управления, учитывая взаимосвязи с другими элементами и процессы изменений всей системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения выпускной работы разработан проект построения системы адаптации персонала вГОУ СПО «Омский художественно – промышленный колледж». Цель проекта – создание эффективной системы адаптации кадров в организации.
Задачами проекта стали:
1) снижение влияния негативных факторов на удовлетворенность трудом у сотрудников колледжа;
2) обеспечение колледжа квалифицированными кадрами;
3) снижение текучести кадров;
4) разработка механизма адаптации новых работников к коллективу и профессиональной деятельности;
5) общее повышение эффективности деятельности ГОУ СПО «ОХПК».
Использование отработанных в колледже форм и методов адаптации, возможность ограничиться собственными ресурсами, низкая затратность проектаделают еговнедрениевполне приемлемым для организации.
Выводы: в ходе выполнения работы были решены задачи:
· проанализированы теоретические аспекты адаптации, определены ее цели, задачии основные компоненты, выделены этапы и методы адаптации; рассмотрены особенности управления адаптацией;
· проанализирован процесс адаптации персонала в ГОУ СПО «ОХПК» и сделаны выводы о его стихийном и формальном характере при наличии положительных наработок в этой области;
· предложен комплекс работ по выстраиванию системы адаптации персонала колледжа, разработана ее структура, обоснованы методы и технология адаптации;
· предложены практические рекомендации по созданию системы адаптации в колледже, включающие программное обеспечение, план подготовки сотрудников, сроки и затраты на внедрение системы.
Таким образом, цель работы через реализацию поставленных задач выполнена.
Приложение 1
Положение об адаптации сотрудников
государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования
«Омский художественно-промышленный колледж»
Настоящее положение разработано с целью определения подходов к системе адаптации новых сотрудников (назначенных на новую должность), регулирования и управления процессом адаптации персонала колледжа.
Адаптация сотрудников ГОУ СПО «ОХПК» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приспособление вновь принятых работников к содержанию, условиям, режиму труда, социальной среде колледжа и того подразделения (службы), где они работают.
Адаптация является важным элементом системы управления персоналом колледжа и предназначена решать проблемы формирования у новых сотрудников требуемого уровня результативности труда в наиболее короткие сроки.
В процессе адаптации участвуют:
· линейный руководитель – непосредственный руководитель наставника и адаптанта;
· инспектор по кадрам – руководитель процесса адаптации в колледже;
· наставник - квалифицированный сотрудник, имеющий достаточный опыт работы в конкретной должности (специальности);
· адаптант – вновь принятый сотрудник либо работник, переведенный на другую работу (новую должность);
· психолог – сотрудник колледжа, владеющий примами создания комфортного микроклимата и методами разрешения конфликтных ситуаций.
Цель адаптации – помочь новому сотруднику успешно освоиться в колледже, войти в должность, формировать профессионально важные качества.
Задачами адаптации являются:
· снижение факторов стресса, озабоченности и неопределенности у новых работников;
· экономия времени руководителей и сотрудников при решении организационных вопросов;
· развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой у адаптантов.
3.1 Работу по адаптации новых сотрудников возглавляет инспектор по кадрам. Он организует взаимодействие всех участников, подготовку и проведение процесса.
3.2 Для каждого нового сотрудника составляется (на основе базовой) и утверждается Программа адаптации. Разработку Программы возглавляет и организует его (сотрудника) непосредственный руководитель:
В состав рабочей группы по созданию Программы адаптации кроме линейного руководителя входят наставник молодого специалиста и психолог.
3.3 Адаптация персонала колледжа проходит в четыре этапа и имеет продолжительность для руководящих и инженерно-педагогических работников - один год; для всех остальных категорий – от одного до трех месяцев.
3.3.1 Первый этап «Общая ориентация» сотрудника включает знакомство с организационными и функциональными особенностями колледжа, системой коммуникаций, правилами поведения - осуществляет инспектор по кадрам.
3.3.2 Второй этап «Вхождение в должность» включает практическое знакомство нового сотрудника со своими обязанностями и предъявляемыми к нему требованиями – осуществляет непосредственный руководитель.
3.3.3 Третий этап «Действенная адаптация» включает практическое освоение необходимых для выполнения работы знаний, умений и навыков – осуществляет наставник.
3.3.4 Четвертый этап «Функционирование» завершает процесс адаптации, является переходом к стабильной работе, включает анализ показателей адаптации – осуществляет непосредственный руководитель.
Участие психолога в процессе адаптации носит консультативный характер.
3.4 Приказом директора колледжа, изданным на основании служебной записки, подготовленной непосредственным руководителем адаптанта, за каждым новым сотрудником закрепляется наставник из числа наиболее опытных и квалифицированных работников подразделения (службы). Линейный руководитель определяет перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучаемый с помощью наставника,
3.5 Участники процесса адаптации руководствуются в своей деятельности нормативными документами, регламентирующими деятельность колледжа, настоящим Положением, Положением о наставничестве, Программой адаптации, должностной инструкцией и др.