Одним из таких документов – фундаментов корпоративной культуры является Кодекс деловой этики сотрудников компании, введение, которого позволяет решить следующие задачи:
· четкое описание корпоративных норм и ценностей, принятых в компании, что способствует однозначному пониманию «законов организации» всеми сотрудниками;
· достижение доступности правил деятельности сотрудников в компании;
· исключение ситуации, когда компания пропагандирует одни принципы, а на деле проводит совсем другую политику;
· экономия времени при адаптации нового сотрудника;
· экономия времени при решении спорных вопросов.
Для разработки Кодекса целесообразно создать рабочую группу, в состав которой войдут руководители подразделений ООО «БЦР – Авто Плюс Сервис». На стадии разработки полезно вынести проект Кодекса на обсуждение. Для этого можно провести совещание с участием рядовых сотрудников компании, также возможно провести устный опрос и голосование.
Кодекс должен содержать подробное описание корпоративных норм и ценностей компании, а также правила деловой этики. При разработке Кодекса необходимо уделить особое внимание четкому и понятному формулированию положений, чтобы сотрудники однозначно понимали нормы и ценности, принятые в компании. Так как единого стандарта того, каким должен быть Кодекс деловой этики сотрудников, не существует, из-за специфичности этого документа, его содержание будет зависит от особенностей компании ООО «БЦР – Авто Плюс Сервис».
При подготовке к внедрению Кодекса в ООО «БЦР – Авто Плюс Сервис» нужно планировать и формировать коммуникативные потоки, грамотно выстраивать внутренний PR. Сотрудники должны осознавать, что Кодекс является необходимым документом, регламентирующим их деятельность, он призван помочь и защитить их интересы. Разъяснительная работа играет большую роль при внедрении Кодекса. Если данная работа не была достаточно убедительной, сотрудники не примут положения Кодекса, и Кодекс деловой этики будет существовать лишь «на бумаге».
Не следует также забывать, что исполнение положений Кодекса обязательно для всех сотрудников компании независимо от статуса и занимаемого положения в организационной иерархии. Иначе в компании сформируются «двойные» стандарты, а Кодекс превратится в декларативный документ, играющий незначительную роль в жизнедеятельности компании.
Примерная структура Кодекса деловой этики:
1. Введение.
Формулируется деловая философия компании, основные ценности компании и принципы взаимоотношений с персоналом, клиентами, партнерами и т.д.
2. Назначение.
Определяется цель документа, например, описание принципов, правил и норм поведения, способствующих эффективному развитию компании.
3. Взаимоотношения сотрудников.
Формулируются основные принципы взаимоотношений компании и её сотрудников, а также сотрудников между собой. Например, соблюдение трудовой дисциплины, запрет любых форм дискриминации и т.д.
4. Конфликт интересов.
Конфликт интересов возникает в такой ситуации, когда сотрудник компании имеет личную заинтересованность, которая противоречит интересам компании. В разделе описываются возможные ситуации, которые могут привести к конфликту интересов, например, получение личной материальной выгоды, деятельность членов семьи и т.д. и правила поведения в таких ситуациях.
5. Взаимодействие с контрагентами (клиентами).
Формулируются правила общения с контрагентами, партнерами, клиентами компании, в том числе и по телефону.
6. Рабочее время сотрудников.
Формулируется отношение компании к опозданиям, работе во внеурочное время и т.д.
7. Внешний вид сотрудников.
Определяются принципы и правила дресс-кода компании.
8. Рабочее место.
Определяется отношение компании к приему пищи, употреблению алкоголя, курению, игре на компьютере на рабочем месте, а также использованию сотрудниками Интернета, офисной техники, служебного телефона и другого оборудования в личных интересах.
9. Конфиденциальная информация.
Формулируются правила работы с конфиденциальной информацией.
Предложенный кодекс деловой этики сотрудников ООО «БЦР – Авто Плюс Сервис» (Приложение 6) представляет собой свод основополагающих морально-этических ценностей и принципов, направлен на определение моделей эффективного поведения в тех нестандартных, порой сложных, ситуациях, с которыми сотрудники компании ООО «БЦР – Авто Плюс Сервис» неизбежно сталкиваются в повседневной рабочей деятельности, создан для того, чтобы помочь сотрудникам ответственно и профессионально принимать решения.
Организационная культура существует и изменяется все время. Персонал в ООО «БЦР – Авто Плюс Сервис» понимает, что текущая организационная культура нуждается в трансформации, для поддержания организационного успеха и прогресса. Изменение организационной культуры возможно, но этот процесс не всегда приятен и легок. Изменение культуры требует понимания, приверженности и инструментов. Одним из таких инструментов может стать кодекс организационной культуры.
Кодекс содержит ценности, нормы, убеждения, необходимые для формирования и развития корпоративной культуры ООО «БЦР – Авто Плюс Сервис». Он призван установить принципы, определяющие деловое поведение работников предприятия.
Руководство ООО «БЦР – Авто Плюс Сервис» убеждено, что знание этих установленных этических норм и ориентация на них являются обязательным условием совместной деятельности на благо предприятия и каждого работника.
Чтобы Кодекс стал действующим, работающим, необходимо соблюдать требования к формулированию правил Кодекса корпоративной культуры, которые заключаются в следующем:
а) новые формулировки несколько выше существующей практики, ориентируют сотрудников на нечто большее, чем пока принято, оставаясь посильными для исполнения (сравните: «опоздания на работу не поощряются» и «опаздывать категорически запрещено»);
б) отклонение от их исполнения кем-либо фактически наглядно и легко оцениваемо со стороны окружающих, т.е. нарушение правил сразу фиксируется (сравните: «быть внимательным» и «снижать процент ошибок»).
Когда правила осваиваются на столько, что переходят в норму, они убираются из Кодекса как уже не нужные там, поскольку соблюдаются в силу привычки.
Кодекс корпоративной культуры ООО «БЦР – Авто Плюс Сервис».
Цель создания Кодекса: обосновать систему мер, выполнение которых должно привести к изменению и развитию корпоративной культуры ООО «БЦР – Авто Плюс Сервис» (далее Общество) и будет способствовать ее успеху.
Задачи: создать условия для эффективного труда, для социального мира и партнерства.
1. Достижение цели.
Общество ставит цель стать лидером среди специализированных торгово-сервисных фирм регионального рынка торгового и технологического оборудования, за счет высокой конкурентоспособности, компетентности, качественности предоставляемых товаров и услуг, передовых технологических позиций.