Укрепление роли финансового рынка в экономике в 2006–2007 годах сопровождалось ростом объемов биржевых торгов, увеличением ликвидности российского финансового рынка, а также ростом обращений российских компаний к фондовому рынку как к источнику долгосрочных инвестиций, увеличением спроса на финансовые услуги.
Торговая сеть «Техносила» осуществляет розничную и оптовую продажу всех видов электроники, а также оказывает сопутствующий комплекс услуг.
Развитие отрасли розничной торговли бытовых электротоваров, радио- и телеаппаратуры, в которой осуществляет свою деятельность Торговая сеть «Техносила», во многом зависит от факторов макроэкономического характера, поскольку спрос на эти товары определяется величиной располагаемых доходов населения. В среднесрочной перспективе российская экономика имеет хорошие шансы на поддержание темпов экономического роста.
Основные тенденции развития российского рынка бытовой техники и электроники следующие:
1. Рост рынка стабилен, и его темпы ожидаются на уровне 12–15% в год. В последние годы рост рынка обусловлен следующими факторами:
ü Рынок находится в фазе «накопления» (пока еще не все семьи располагают базовым набором бытовой техники и электроники).
ü Происходит постоянный рост реальных располагаемых доходов населения.
ü Начался бум потребительского кредитования (и объем кредитного рынка пока далек от насыщения).
ü Начался процесс замены техники, приобретенной в середине и конце 90-х годов (средний срок эксплуатации бытовой техники и электроники составляет около 7-ми лет).
2. Торговля бытовой техникой и электроникой постепенно приобретает цивилизованные формы:
ü Торговля на рынках постепенно замещается сетевыми магазинами;
ü Идет процесс вытеснения небольших региональных сетей крупными федеральными сетями, к которым относятся МИР, М-Видео, Техносила и Эльдорадо. Ежегодно увеличивается доля рынка, занимаемого федеральными сетями;
ü Растет доля рынка электроники, занимаемого крупными гипермаркетами (Метро, Ашан и другие).
3. В целом по рынку, ввиду усиливающейся конкуренции происходит постепенное снижение торговой наценки и, как следствие, рентабельности продаж.
ü Наиболее существенными факторами, оказывающим наибольшее влияние на состояние отрасли торговли бытовой техникой и электроникой являются:
ü Рост экономики 2003–2007 гг. сопровождается ростом реальных располагаемых доходов населения, что, в свою очередь, обеспечивало рост розничной торговли.
ü Несовершенство таможенного законодательства, которое все еще позволяет недобросовестным участникам рынка (мелким компаниям–импортерам) ввозить товар по «серым» схемам и реализовывать его на рынках по демпинговым ценам.
Торговая сеть «Техносила», ввиду своей деятельности на открытом и конкурентном рынке торговли бытовой техникой и электроникой, мало подвержена иным факторам, отличным от общих для отрасли факторов и рисков.
В настоящее время присутствует тенденция к усилению государственного контроля над импортом бытовой электроники. В случае планомерного развития законодательства РФ есть надежда, что доля недобросовестных компаний-импортеров бытовой техники и электроники уменьшатся и могут быть полностью перекрыты в течение ближайших 2009–2010 гг. Данное обстоятельство позволит импортерам, закупающим товар в строгом соответствии с таможенном законодательством РФ нарастить объемы импорта и увеличить объемы реализации.
В условиях глобального финансового кризиса предприятие проводит политику независимости от внешних источников финансирования и построения оптимальной структуры баланса с точки зрения ликвидности.
Следует отметить, что существенную и растущую долю рынка бытовой техники и электроники (в настоящее время до 4%) занимают крупные гипермаркеты типа Метро и Ашан. Также в 2006 году в Россию пришла иностранная сеть, специализирующаяся на розничной торговле электроникой – немецкая MediaMarkt. Но данный приход не воспринимается российскими сетями серьезно, т. к. на сегодняшний день MediaMarkt открыл всего 4 магазина, и значительного роста количества новых магазинов, способных оказать существенное влияние на продажи тройки лидеров, в ближайшие годы не предполагается.
Перечень факторов конкурентоспособности эмитента с описанием степени их влияния на конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг): Конкурентные преимущества Торговой сети «Техносила» (в порядке уменьшения степени влияния):
ü Лидирующие позиции: «Техносила» входит в тройку лидеров рынка ритейла электроники;
ü Узнаваемый бренд;
ü Широкая экспансия: более половины магазинов сети «Техносила» расположены в регионах. Розничная сеть представлена по всей территории России;
ü Динамичный рост: «Техносила» – одна из самых быстрорастущих розничных сетей в своём сегменте рынка;
ü Широкий товарный ассортимент: в сети «Техносила» постоянно представлено около 22000 наименований товаров всемирно известных производителей электроники;
ü Положительная кредитная история: основными партнерами компании стали российские и зарубежные банки, входящие в TOP-20.
Рынок бытовой техники в России является наиболее развитым розничным направлением, а потому и наиболее конкурентным. По мнению экспертов, в 2008 году его рост составил 20 процентов. Причем аналитики отмечают, что в последние годы рост этого сектора обусловлен потребительской активностью населения, которая возникла в связи с улучшением общего благосостояния.
На самом же деле сейчас уже трудно представить себе нашу жизнь без стиральной машины, холодильника или плиты. И чем эти приборы более функциональны, тем приятней и легче становится работа по дому.
По данным мониторинга различных продаж в секторе, лидируют все же холодильники (в среднем 32 процента в натуральном и 38 процентов в денежном выражении), за ними следуют стиральные машины (20–25 процентов и 30–35 процентов). Впрочем, в последнее время становится весьма заметным спрос и на посудомоечные машины.
На сегодняшний день доля присутствия европейских и азиатских компаний на нашем рынке, по оценкам специалистов, составила 80 процентов. Остальные 20 процентов делят между собой российские и белорусские производители.
Из-за того, что велика доля импорта, оценить объемы рынка бытовой техники достаточно трудно. Бывает, что официальная статистика не совпадает с реальной емкостью рынка. Так, по данным ГТК, которые опираются на данные деклараций, объем рынка составляет чуть более 2 миллиардов долларов. А вот по данным корпоративных экспертов, чьи оценки строятся на информации по рознице, рынок всей бытовой техники составляет 5–6 миллиардов долларов. Выходит, что на долю «серого» импорта приходится практически половина рынка. Вместе с тем около 40 процентов емкости декларированного рынка приходится на крупную бытовую технику. Кстати объем московского рынка бытовой техники составил в прошлом году около 1,2 миллиарда долларов, петербургского – значительно меньше.