Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях рыночной экономики важное значение для предприятия приобретают вопросы формирования и выбора стратегии. В современных условиях каждое предприятие, руководствуясь действующими законодательными актами, регламентирующими правила ведения хозяйственной деятельности, и складывающейся на рынке конъюнктурой, самостоятельно принимает основополагающие долговременные стратегические решения.
Анализ хозяйственной практики свидетельствует, что вопросы выработки эффективной стратегии являются в настоящее время наиболее важными проблемами хозяйствующих субъектов. К сожалению, приходится констатировать, что многие отечественные предприятия по объективным причинам до настоящего времени не занимались всерьез вопросами стратегического развития. Функционируя в рыночной среде, они сохраняют стиль и структуру управления, характерные для прежней системы хозяйствования. Только во взаимосвязи и взаимозависимости производственных и экономических стратегических ориентиров хозяйствующие субъекты получают возможность выработки обоснованных управленческих решений.
Инновационная стратегия предприятия – специфическое явление, сложившееся и оформившееся в течение нескольких последних десятилетий. Сущность инновационной стратегии состоит в активном воздействии хозяйственным субъектом на рынок и перспективном изменении внутренней среды фирмы в соответствии со сложившимися социально-хозяйственными тенденциями.
В условиях рынка инновационная деятельность является необходимой, поскольку продукция предприятий, не способных к нововведениям, перестает пользоваться спросом, что влечет за собой банкротство. Но условия для перехода к активной инновационной стратегии сложились лишь недавно.
Развитый спрос и потребительская культура населения определяют постоянный поиск путей повышения уровня потребления, отдается предпочтение более качественным товарам. Происходит сегментация рынка, что обуславливает формирование индивидуализации производства.
Наличие большого количества эффективных производителей, завоевавших и охраняющих свои позиции на рынке, увеличивает цену конкуренции, поскольку в основном исчерпываются экстенсивные источники, и ограничивается применение ценовой конкуренции. Формированию большого количества высокоэффективных производителей способствует процесс глобализации.
Основные возможности расширения сбыта заключаются в предвидении рыночных изменений, основанном на маркетинговых исследованиях, поиск новых рыночных ниш, предложение принципиально нового товара или услуги, предложение товара или услуги с большей полезностью.
Третье условие – наличие развитой научно-технической инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности. Ее эффективность может быть повышена государственной политикой.
Наряду с совокупностью внешних по отношению к предприятию условий, обуславливающих необходимость перехода к инновационной стратегии, необходим ряд изменений внутренней среды предприятия.
Самое главное изменение – ориентация производства на рынок, достигающаяся за счет формирования новой философии организации, новой корпоративной культуры, привлечения к сотрудничеству маркетинговых структур или создание собственных для проведения маркетинговых исследований.
Предприятию необходимо организовать поиск новых идей, проведение исследований, быструю разработку технологии или адаптацию существующих. Все эти изменения не возможно провести без обучения персонала, т.е. необходима организация работы по управлению персоналом.
Таким образом, переход предприятия к инновационной стратегии рационален при определенном уровне развития рыночных отношений и при широком распространении радикально меняет характер экономической системы страны.
Предметом исследования в работе выступает процесс разработки инновационной стратегии промышленной компании.
Объект исследования – ОАО инженерно-промышленное предприятие «Челябтехстром».
Целью работы является разработка программы формирования инновационной стратегии ОАО «Челябтехстром».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические положения разработки инновационной стратегии компании.
2. Провести оценку инновационного потенциала предприятия ОАО «Челябтехстром».
3. Разработать инновационную стратегию предприятия ОАО «Челябтехстром».
4. Дать экономическую оценку эффективности разработанной стратегии.
Теоретико-методологические вопросы управления рассматривались в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как Аньшин В.М., Виханский. Проблемы стратегического управления, конкурентоспособности и менеджмента качества нашли свое отражение в работах Морозов Ю.П., Фатхутдинов Р.А и других. Вопросами управления инновационными процессами и исследованиями по формированию инновационной стратегии предприятия посвящены труды отечественных и зарубежных исследователей таких как: Аньшин В.М., Дагаев А.А., Ильенкова С.Д., Лапыгин Ю.Н., Лисичкин В.А., Люкшинов А.Н., Морозов Ю.П., Мухамедьяров А.М., Оголева Л.Н., Панов А.И., Петров А.Н., Романов А.П., Жариков И.А., Сурин А.В., Молчанова О.П, Фатхутдинов Р.А., Хотяшева О.М., Шифрин М.Б. и другие.
Методика исследования. В работе применены методы статистического, экономико-математического и системного анализа, социологические методы исследования и графический инструментарий.
Инновационная стратегия — комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.[1]
В целом инновационные стратегии предприятия можно разделить на две группы: стратегии проведения НИОКР и стратегии внедрения и адаптации нововведений.
Первая группа стратегий связана с проведением предприятием исследований и разработок. Данные стратегии определяют характер заимствования идей, инвестирования НИОКР, их взаимосвязи с существующими продуктами и процессами.
Вторая группа стратегий относится к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ. Рассмотрим стратегии каждой группы более подробно.[2]
К первой группе относятся:
Лицензионная стратегия. В соответствии с данной стратегией предприятие основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок контрактных научно-технических организаций или других предприятий. Приобретаются незаконченные или завершенные разработки с целью их дальнейшей доработки и использования в процессе осуществления собственных НИОКР. При этом предприятие получает собственные результаты в гораздо более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами.
Стратегия параллельной разработки предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс с целью их форсированного опытного освоения и проведения с учетом такого освоения собственных разработок и дальнейшего производства технологии уже по результатам собственных разработок. Такая стратегия может быть использована при наличии цели форсированного освоения новых продуктов и процессов, при наличии разработок, которые можно купить за пределами предприятия, а также для ослабления возможностей конкурентов в освоении данных инноваций (при покупке, например, исключительной лицензии). Данная стратегия позволяет в конечном счете осуществлять инновационное развитие на собственной основе, способствует обеспечению роста доли предприятия на рынке.[3]