- отсутствуют площади для расширения сферы деятельности.
- на предприятие высокая централизация управления;
- на предприятие работает высококвалифицированный персонал.
Проведем SWOT-анализ предприятия.
SWOT – анализ – это качественный метод определения потенциала предприятия, основанный на выделении возможностей и угроз из внешней среды, а также сильных и слабых сторон из внутренней среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации. По результатам ситуационного анализа мы сможем оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуются для скорейшего устранения.
Для того чтобы провести данный анализ, построим матрицу SWOT (таблица 4).
Таблица 4 Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны 1. Стабильное положение на рынке 2. Разумная ценовая политика 3. Разнообразие продукции 4.Высококвалифицированный персонал 5. Высокое качество товара 6. Хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей |
Возможности 1. Улучшение экономической ситуации в стране способствует повышению платежеспособности потребителей 2. Появление молодого квалифицированного персонала 3. Увеличение доли рынка 4. Расширение ассортимента товара |
Слабые стороны 1. Пассивная рекламная компания 2. Низкий уровень организационной культуры |
Угрозы 1. Жесткая конкуренция на данном рынке 2.Возникновение новых потребностей клиентов в более совершенных услугах, технологиях |
Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы:
1. Главной угрозой фирмы – жесткая конкуренция на рынке.
2. Основная возможность - расширение ассортимента товара и услуг, Улучшение экономической ситуации в стране способствует повышению платежеспособности потребителей.
3. Основные сильные стороны – это хорошо сложившиеся впечатление у покупателей о компании, разнообразие продукции, высокое качество товара.
4. Основные слабые стороны - пассивная рекламная компания.
На основании SWOT – анализа компании были сделаны следующие предложения по совершенствованию работы организации:
- разработка и реализация новых видов товаров;
- дальнейшее совершенствование качества товаров с целью обновления ассортимента и дальнейшей дифференциации;
- обеспечение связей с общественностью с целью создания положительного имиджа организации;
- организация системы мотивации персонала.
На данном рынке наблюдается жесткая конкуренция, но принятие правильной стратегии развития, позволит предприятию завоевать свой определенный сегмент.
Постоим матрицу БКГ (рост-доля рынка) (Рисунок 9).
В данной матрице по вертикальной оси отраслевая привлекательность определяется темпом роста рынка, а по горизонтальной оси конкурентное преимущество измеряется относительной долей рынка.
Годовой темп роста рынка высокий. ОАО ИПП «Челябтехстром» занимает относительно большую долю рынка, но ему есть куда развиваться, расширяться, в том числе и привлекая инвестиции. Поэтому можно сделать вывод, что данному предприятию соответствует товар «Звезда».
Годовой фактический темп роста рынка (%) |
Высокий |
ЗВЕЗДА Стратегия: собственные цеха по производству продукции |
ПРОБЛЕМНЫЙ ТОВАР Стратегия: инвестировать или сократить | |
Низкий |
ДОЙНАЯ КОРОВА Стратегия: производство через посредников |
СОБАКА Стратегия: сократить производство | ||
Высокая |
Низкая | |||
Относительная доля рынка | ||||
Рис. 9. Матрица БКГ
Таким образом, можно сформулировать стратегию развития предприятия следующим образом: это модификация продукции с привлечением инвестиций для модернизации производства для укрепления позиций на сегменте рынка, на котором предприятие находится сейчас, и для выхода на новые рынки.
Структура предприятия ОАО ИПП «Челябтехстром» является линейно-функциональной. Организационную структуру предприятия можно представить в виде схемы (Приложение 4).
Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.[58]
Традиционные функциональные блоки фирмы — это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются в каждой фирме для обеспечения достижения ее целей. Если размер всей фирмы или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно в свою очередь подразделить на более мелкие функциональные подразделения.
Они называются вторичными, или производными. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства. [59]
К преимуществам линейно-функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.
Структурно-пространственные функции управления основаны на разделении обязанностей руководителей и специалистов по группам цехов, отделов и филиалов. К ним относятся управление группой цехов (основных и вспомогательных), руководство отдельными цехами, участками и бригадами.
Возглавляет администрацию предприятия генеральный директор. Он назначается владельцем предприятия – частным лицом. В нашем случае владелец предприятия назначил директором себя.
Директор действует от имени предприятия, представляет его во всех хозяйственных и государственных учреждениях. В соответствии с законодательством и уставом предприятия он издает приказы, осуществляет наем и увольнение работников, накладывает на них взыскания или определяет меры поощрения за хорошую работу.
Директор распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры со сторонними организациями, выдает от своего имени доверенности другим лицам, открывает в банках расчетный счет и распоряжается денежными средствами на счетах.