рефераты по менеджменту

Анализ деятельности ООО "Центр деловой информации "Норма"

Страница
2

В связи с тем, что конкурентоспособный товар выпускают конкурентоспособные субъекты, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. Многие авторы не разграничивают понятия конкурентоспособности товара и организации, аргументируя тем, что конкурентоспособные товары может производить лишь конкурентоспособная фирма. По мнению Е.П. Голубкова, конкурентоспособность организации – способность организации выживать и успешно развиваться в условиях конкурентной борьбы [4]. Е.П. Голубков считает, что понятие конкурентоспособности организации шире, чем понятие конкурентоспособности товара.

В теории конкуренции утвердилось мнение, что между конкурентоспособностью товара и производителя существует прямая зависимость, так как " .конкурентоспособный товар . может производить только конкурентоспособная фирма ." [24]. С этим утверждением нельзя не согласиться, однако его следует дополнить. Анализ сложившейся практики конкуренции показывает, что предприятие действует на различных рыночных сегментах, поэтому степень конкурентоспособности его продукции, величина и возможность реализации конкурентного потенциала зависят от правильного выбора конкурентной стратегии для определенного сегмента [1]. Следовательно, необходимо проводить оценку конкурентоспособности предприятия на каждом конкретном рыночном сегменте, иначе, - все подходы к этой проблеме сводятся к определению общей эффективности производства и рентабельности продукции, а не конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, на наш взгляд, конкурентные возможности предприятия – это какие-то привлекательные направления для приложения усилий предприятия, подкрепленные его конкурентоспособностью или обеспечивающие ее.

Система показателей оценки конкурентных возможностей предприятия

В современных условиях конкурентные возможности фирмы на рынке являются главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления. Для установления конкурентных возможностей необходимо выяснить не только то, что компания делает хорошо, но то, что отличает ее от других, делающих то же самое столь же хорошо. Оценка конкурентных возможностей начинается со сравнительного тестирования компании относительно отраслевых стандартов. При этом, необходимо обратить внимание на родственные компании и рассмотреть другие отрасли, которые могут обслуживать другие рынки или производить другие продукты или услуги, однако имеют схожие основные процессы. Необходимо внимательно изучить структуру капитальных активов компании и ее отчет о прибылях и убытках. В результате устанавливаем, в каких областях фирма тратит деньги. Ими должны быть области, в которых она имеете наилучшие возможности.

Оценка конкурентных возможностей осуществляется по трем направлениям: снабжение, производство и сбыт.

Снабжение. Простая база снабжения состоит из обычной продукции сырьевого типа, имеющейся в изобилии, и подразумевает поддержку связей лишь с несколькими поставщиками. Сложные системы снабжения характеризуются большим числом поставщиков или длительными сроками поставок и рационированием поставляемых деталей. У фирм, сталкивающихся со сложным управлением снабжением, закупаемые материалы могут давать до 80% стоимости готового продукта.

Производство. Простое производство часто подразумевает относительно простые шаги процесса. Сложное производство связано с большим количеством вариантов и возможных решений или со значительным объемом выполняемых работ. У подобных компаний более 50% издержек возникает в процессе производства.

Сбыт. Многие фирмы из области высоких технологий имеют простые процессы сбыта, отправляя свою продукцию непосредственно ее конечным потребителям. С другой стороны, производители товаров народного потребления имеют очень сложные сети сбыта. Кроме того, расфасовка и продвижение товара, а также приспособление к методам ведения бизнеса у клиентов создают потребность в создании каналов сбыта. До 50% затрат на произведенную продукцию может приходиться на сложную систему сбыта.

Оценка конкурентных возможностей различных объектов представляет очень сложную работу, так как:

во-первых, в конкурентных возможностях фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов;

· во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентных возможностей различных объектов;

· в-третьих, например, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение конкурентных возможностей различных объектов.

На наш взгляд, оценка конкурентных возможностей предприятия должна осуществляться по следующим этапам:

Анализ фактического состояния предприятия, его ресурсной базы. В ходе анализа определяется наличие ресурсов для обеспечения конкурентных возможностей предприятия.

Оценка конкурентоспособности предприятия, его продукции, на основании которых определяются сильные стороны деятельности предприятия.

Исходя из ресурсной базы, научно-технического поиска, конкурентного положения предприятия определяются направления интенсивного, интеграционного роста, диверсификации. По данным направлениям определяются объемы инвестируемых средств и их эффективность.

Оцениваются конкурентные возможности предприятия, согласно предлагаемым мероприятиям.

Для характеристики конкурентных возможностей и оценки ее уровня в мировой практике используется около 340 показателей и 100 оценок экономистов-экспертов, которые группируются в десять факторов [24]:

- экономический потенциал и темпы роста экономики;

- эффективность производства;

- уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;

- участие в международном разделении труда;

- динамичность и емкость внутреннего рынка;

- гибкость финансовой системы;

- воздействие государственного регулирования экономики;

- уровень квалификации трудовых ресурсов;

- обеспеченность трудовыми ресурсами;

- социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

Оценка конкурентных возможностей фирмы на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей фирмы. Она призвана определить потенциальные возможности фирмы и мероприятия, которые фирма должна предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке. Такая оценка должна содержать следующие показатели: потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость ("продуктовая дифференциация"); набор рынков или их сегментов для каждого продукта ("рыночная дифференциация"); потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приемов, которыми фирма может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о фирме у покупателей; выпуск высококачественной и надежной продукции; постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой; добросовестное и четкое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту