На мой взгляд, система показателей оценки конкурентных возможностей предприятия должна строиться по трем направлениям, согласно видам деятельности:
· основная деятельность,
· инвестиционная деятельность,
· финансовая деятельность.
Кроме того, если по инвестиционной и финансовой деятельностям оцениваются конкурентные возможности в целом по предприятию, то по основной деятельности – конкурентные возможности по каждому товару и предприятию в целом (рис. 1).
|
Таким образом, отправной точкой оценки конкурентных возможностей предприятия является оценка его конкурентоспособности, в том числе конкурентоспособности его товаров. Оценка конкурентных возможностей по товару или конкурентоспособности товара должна осуществляться на основе измерения факторов конкурентоспособности: качества товара, его цены, затрат в сфере потребления, качества сервиса. Эти факторы по анализируемому товару должны сравниваться с соответствующими факторами основных конкурентов либо с нормативами.
Для оценки конкурентоспособности товара Г.Л. Багиев предлагает использовать систему показателей: качественные, маркетинговые, экономические (рис. 2) [2].
Оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества товара фирмы с показателями качества товара конкурента. В связи с этим качественные показатели конкурентоспособности товара подразделяются на классификационные и оценочные.
Классификационные показатели раскрывают свойства товара, которые определяют его назначение, область применения и условия использования.
Оценочные показатели характеризуют свойства товара, которые определяют его качество. Оценочные показатели используются для анализа соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам, а также для установления степени соответствия товара, его свойств конкретной потребности.
Консументные оценочные показатели подразделяются на групповые и конкретные показатели. Среди групповых показателей выделяют функциональные (совершенство выполнения основной функции, универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательных функций), надежностные (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость), эргономические (гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические) и эстетические (рациональность формы, художественная ценность, целостность композиции, совершенство и стабильность товарного вида).
Экономические показатели конкурентоспособности товара оценивают цену потребления, т.е. затраты потребителя, необходимые для удовлетворения его потребности. Они включают затраты на приобретение товара и затраты по эксплуатации товара. Цена потребления (Цп) складывается из рыночной цены товара (Цт), а также расходов, связанных с эксплуатацией (Цэ), использованием этого товара в период его жизненного цикла.
Затраты по эксплуатации товара включают затраты по обслуживанию товара, расходы на топливо, электроэнергию, сырье и материалы, затраты на текущий ремонт; затраты на сервисное обслуживание по окончании гарантийного срока, расходы, связанные с оплатой налогов, затраты на страхование товара, затраты по утилизации отходов, которые могут появиться при эксплуатации товара и оказывать негативное влияние на окружающую среду.
Единовременные затраты по приобретению товара складываются из цены товара, затрат по транспортировке, хранению товара, стоимости технической информации и инструкций с учетом их перевода на национальный язык (для импортных товаров), затрат по установке, монтажу и приведению товара в работоспособное состояние.
Маркетинговые показатели характеризуют уровень осуществленных или осуществляемых затрат предприятия на обеспечение маркетингового окружения товара, что создает известность товару и его марке, привлекаемым поставщикам и дистрибьюторам, а также имидж товара. Для анализа конкурентоспособности товара определяют и сравнивают структуру маркетинговых показателей для своего товара и товара конкурентов.
Таким образом, конкурентоспособность товара — относительный показатель, который отражает отличие характеристик данного товара от характеристик товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам, связанным с производством товара, его маркетинговым сопровождением и использованием.
По мнению Р.А. Фатхутдинова, конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными показателями:
· качеством товара;
· его ценой;
· затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл;
· качеством сервиса товара. [25]
Для измерения конкурентоспособности товара необходима качественная информация, характеризующая полезный эффект данного товара и товаров конкурентов за нормативный срок их службы и совокупные затраты за жизненный цикл. Полезный эффект — интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества товара, удовлетворяющих конкретную потребность. Другими словами, полезный эффект — это совокупность свойств товара, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, а качество — это потенциальный полезный эффект для нескольких групп потребителей. Полезный эффект использования товара конкретным потребителем, как правило, меньше интегрального показателя качества товара. Приближение этих показателей друг к другу по величине приводит к разунификации товара и увеличению затрат в сферах производства и восстановления. Значительный разрыв между интегральным показателем качества товара и его полезным эффектом приводит к недоиспользованию полезных возможностей товара, что тоже плохо. Поэтому целесообразно проектировать (разрабатывать, формировать) товар с полезным эффектом для конкретных условий, равным 0,8—0,9 интегрального показателя качества. Тогда в одних условиях будет полностью или частично использоваться набор одних потенциальных параметров объекта, в других — набор других параметров.
Полезный эффект объектов можно измерять в натуральных единицах, денежном выражении либо в условных баллах. Основные методы прогнозирования полезного эффекта: нормативный, экспериментальный, параметрический, экспертный.
Конкурентоспособность товаров, по которым невозможно измерить их полезный эффект или совокупные затраты за жизненный цикл, можно определить на основе их экспериментальной проверки в конкретных условиях потребления, по результатам пробных продаж либо с применением экспертных и других методов.
Количественную оценку конкурентоспособности однопараметрических объектов Р.А. Фатхутдинов предлагает осуществлять по формуле: