Сведения таблицы показывают, что за отчетный год техническое состояние основных средств на предприятии несколько улучшилось за счет более интенсивного их обновления.
На предприятии коэффициент обновления за 2007 год (0,12%) значительно выше коэффициента выбытия (0,04%). Это свидетельствует о том, что на заводе происходит обновление основных фондов, главным образом, за счет замены старых, изношенных фондов, что приводит к накоплению устаревшего оборудования и сдерживает рост экономической эффективности основных фондов.
Основной сырьевой зоной ОАО «Пинский винодельческий завод» является Пинский район Брестской области.
Однако, сырьевая зона в части заготовки плодов и ягод распространяется не только по территории Брестской области, но и по всей территории Республики Беларусь, включая Гродненскую, Гомельскую, Минскую и Могилевскую области.
Программа предусматривает приведение в соответствие потребности в вине к его производству уже в 2008 году, в том числе в Брестской области потребность составит 2,8 при производстве 2,5 миллиона декалитров.
В структуре производства ОАО «Пинский винодельческий завод» производство плодового вина занимает основное положение. Начиная с 2005 года, идет устойчивый рост производства этого вида продукции с 839 тыс. дал в 2005 году до 988 тыс. дал. Это вызвано постоянным превышением спроса над предложением. В то же время в рассматриваемый период фактическое производство не дотягивает до выполнения плана, хотя и приближается к 100%. Выпуск плодовых вин «Маэстро», «Лесной этюд», «Дворянское» в бутылке 0,5 л превышает 100 тысяч декалитров. С 2006 года освоен выпуск новых видов продукции: «Садовае сунiчнае», «Садовая прыгажуня», «Садавоя асалода», «Садовы эцюд», «Садовыя карунки», «Садовая трускаука» «Садовы карагод», а также вино плодовое особое «Дударь». В 2005 г. выпуск вина плодового в бутылке 0,5 л составил 608,1 т.дал., в бутылке 0,7 л – 221,7 т.дал. В 2006 г. – 546,8 т.дал. и 363,1 т.дал.
Наращивается производство кондитерских изделий. Большой объем в производстве кондитерских изделий занимают конфеты «Коровка», лукумы «Фруктовый», «Вишня», «Лимон». Несколько меньшую долю занимают ирисы, мармелад «Калейдоскоп». В 2006 наблюдается перевыполнение плана производства на 10%. Однако загрузка производственных мощностей по производству кондитерских изделий дотягивает лишь до 38%. Предприятие производит также соки яблочный концентрированный и клубничный свежий, повидло яблочное. В последние годы винодельческий завод оказывает также услуги по переработке плодов, переработке яблочного сока в концентрат рисунок 2.1
Рисунок 2.1 – План экспорта продукции за 2006–2010 гг., тыс. далл.
Ценовая политика строится, ориентируясь на рыночные цены, ценовую политику конкурентов, с учетом внутренних издержек производства, реакции потребителей на различные цены (эластичность цен).
Ценовая политика основывается на:
– ценовой дифференциации. Цены будут устанавливаться дифференцированно для различных сегментов потребителей. Цены на продукцию устанавливаются исходя из затрат предприятия, а также в зависимости от маркетинговой политики.
– государственной политике регулирования цен на внутреннем рынке.
– гибкой системе скидок.
– гибком применении различных условий поставок и платежей (аванс, кредитование поставщика).
Специфика пищевой и перерабатывающей промышленности республики такова, что предприятия данной отрасли имеются в каждом областном и районном центре. В связи с этим, и реализация продукции осуществляется преимущественно на региональных рынках. В Таблице 2.7 представлена структура поставок продукции предприятия по регионам Республики Беларусь в 2008 году.
Таблица 2.7 – Структура поставок продукции предприятия по регионам Республики Беларусь в 2008 году
Регионы |
Объем поставок |
Доля, % |
Вина плодовые, тыс. дал | ||
Брестская область |
673,3 |
76,2 |
Витебская область |
2,3 |
0,26 |
Гродненская область |
0,2 |
0,02 |
Гомельская область |
16,4 |
1,86 |
Минская область |
132,7 |
15 |
Могилевская область |
58,9 |
6,66 |
ИТОГО |
883,8 |
100 |
Данные таблицы 2.7 показывают, что основным потребителем продукции завода выступает Брестская область, на нее приходиться 76,2% или 673.3 тыс. далл. Второе место занимает Могилевская область с 6,66% или 58,9 тыс. далл. Общий объем поставок составляет 883,8 тыс. далл.
При изготовлении всех видов вин, выпускаемых на предприятии, используют:
– свежие плоды и ягоды, отвечающие действующим требованиям ТНПА;
– ферментные препараты фирмы «Бегеров».
Содержание радионуклидов в сырье не должно превышать допустимые уровни, утвержденные Минздравом Республики Беларусь.
По показателям безопасности сырье должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов СанПиН 11–63 Республики Беларусь.
Характеристика готовой продукции
Плодовые вина
По органолептическим и физико-химическим показателям и показателям безопасности плодовые вина должны соответствовать требования СТБ 950.
Концентрированный сок
Концентрированный плодовый или ягодный сок – это густая, вязкая, непрозрачная жидкость, от светло-коричневого до темно – бордового цвета со вкусом близким к натуральному соку с полной растворимостью в воде, после размешивания в течение 10 минут.
По физико-химическим показателям концентрированные соки должны соответствовать нормам, указанным в ГОСТ 18192 «Соки плодовые и ягодные концентрированные. Технические условия».
Микробиологические показатели в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов должны соответствовать СанПиН 11–63 Республики Беларусь.