Поступательный рост экономики Республики Беларусь при жестком государственном контроле за выполнением регионами (областями) доведенных темпов роста промышленного производства, других прогнозных показателей, а также вследствие особенности формирования местных бюджетов, значительной долей формирования которых являются акцизные налоги от производства и реализации винной продукции местными предприятиями, привели к явному разделению рынка винной продукции на практически закрытые друг от друга сегменты по географическому, административному признаку. Гласные и не гласные административные запреты предприятиям торговли на ввоз и реализацию винной продукции из-за пределов данной области привели к практически полному прекращению свободного перемещения указанной продукции между областями, и тем самым, к снижению здоровой конкуренции между предприятиями разных областей. В то же время, резко возросла конкуренция между предприятиями внутри области.
Объемы производство и реализация винной продукции по итогам 2006 и 2007 годов по трем ведущим предприятиям приведены в Таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Объемы производства и реализации винной продукции по итогам 2007 и 2008 годов
Предприятие |
2007 г. |
2008 г. | ||
Производство, тыс. дал |
Реализация, тыс. дал |
Производство, тыс. дал |
Реализация, тыс. дал | |
ОАО «Пинский винодельческий завод» |
910 |
946 |
988 |
958 |
ОАО «Баранович-ский КПП» |
736 |
778 |
837 |
830 |
ОАО «Брестское пиво» |
545 |
561 |
525 |
505 |
Анализ данных таблицы 2.8 характеризует рост объемов производства завода на 78 тыс. далл. в 2008 году по сравнению с уровнем 2007 года, соответственно рост выручки от реализации продукции на 14 млн. руб. Среди основных конкурентов ОАО «Пинский винодельческий завод» занимает первое место по производству и реализации продукции.
В 2007 году на территории Брестской области производством вин плодовых занималось семь организаций, всего произведено – 2449 тысяч дал, доля ОАО «Пинский винодельческий завод» – 40,3%, ОАО «Барановичский КПП» – 34,2%, ОАО «Брестское пиво» – 21,4%, прочие производители – 4,1%.
Дальнейшее увеличение объемов рынка вин плодовых, вин плодовых особых практически исключено. Предполагается определенная реструктуризация указанного рынка, вследствие предполагаемого увеличения потребления вин плодовых улучшенного качества, сортовых плодовых вин, натуральных плодовых вин, сокращению производства вин плодовых особых. Так предприятиями Брестской области в 2007 году выпущено 21,37 тысяч дал вин плодовых натуральных и улучшенного качества, в 2008 году уже 50,65 тысяч дал. По мимо роста потребительского спроса на вина плодовые улучшенного качества производство данной группы вин становится очень привлекательным в экономическом плане в следствии значительного снижения ставок акцизного налога по сравнению со ставками на вина плодовые ординарные.
Результаты анализа эффективности использования основных фондов могут быть представлены в форме таблиц 2.9–2.10.
Таблица 2.9 – Затраты на производство продукции ОАО «Пинский винодельческий завод» за 2006–2008 гг.
Элементы затрат |
Сумма, млн р. |
Структура затрат, % |
Изменение за период, +, – | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 | ||
1. Материальные затраты, всего |
6480 |
11067 |
14030 |
66,6 |
71, 8 |
71,0 |
2963 |
В том числе: | |||||||
1.1. Сырье и материалы |
5432 |
9594 |
12340 |
55,8 |
62,2 |
62,5 |
2746 |
1.2. Топливно-энергетические ресурсы |
303 |
455 |
680 |
3,1 |
3,0 |
3,4 |
225 |
1.3. Покупные комплектующие изделия |
235 |
315 |
1010 |
2,4 |
2,0 |
5,1 |
695 |
2. Расходы на оплату труда |
1753 |
2327 |
3112 |
18,0 |
15,1 |
15,8 |
785 |
3. Отчисления на социальные нужды |
635 |
861 |
1090 |
6,5 |
5,6 |
5,5 |
229 |
4. Амортизация основных средств и нематериальных активов |
408 |
546 |
708 |
4,2 |
3,5 |
3,6 |
162 |
5. Прочие затраты |
455 |
618 |
812 |
4,7 |
4,0 |
4,1 |
194 |
6. Итого затрат на производство продукции В том числе: |
9731 |
15419 |
19752 |
100 |
100 |
100 |
4333 |