Регулирующая функция позволяет воздействовать посредством налогов на экономику в целом и на каждый объект налогообложения в частности. Повышение государством ставок налога сверх некоторой установленной величины ведет к сужению базы налогообложения (снижает заинтересованность предприятий в получении доходов, накоплении имущества или капитала) и, следовательно, к уменьшению суммы налогового дохода. Налог на доход, например, в обычных условиях не должен превышать треть дохода; в периоды экономического подъема, сопровождаемого ростом доходов, он может повышаться, в периоды кризисов должен снижаться. Те или иные налоговые освобождения и льготы способствуют развитию процессов, формирующих и расширяющих базу налогообложения. Но они не должны быть слишком многочисленными и усложненными, иначе их эффективность снижается.
Социальная функция обеспечивает перераспределение с помощью налогов той или иной части доходов, формируемых в экономике и обществе. Прежде всего, это относится к изъятию не заработанных и монопольно полученных доходов и благ и затем – к дифференциации бремени налогообложения по отдельным категориям налогоплательщиков (богатые и бедные предприятия, слои населения). Такие изъятия способствуют снятию социальных противоречий и напряженности в экономике и обществе. Социально устойчивым, например, считается общество, в котором доходы или личное потребление 10% самых богатых слоев населения не превышают 5-10-кратную величину аналогичного показателя 10% самых бедных.
Фискальная, регулирующая и социальная функции налогов, будучи тесно взаимосвязанными друг с другом, составляют единую систему. Рассогласования в действиях различных налоговых функций снижают эффективность применения налогов и негативно влияют на систему финансов. Формирование и поддержание функционирования оптимальной системы налогов составляют важнейшую компоненту экономической политики государства.
системы взаимоотношений предприятий и бюджета в развитых странах складывались под воздействием разных политических, экономических и социальных условий. Естественно, они не оптимальны, что дало повод экономистам и социологам разработать ряд требований для создания оптимальной системы взаимодействия предприятия и бюджета. Наиболее важные среди них следующие:
- распределение налогового бремени должно быть равным, или, иными словами, каждый должен вносить свою «справедливую долю» в государственные доходы;
- налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений (принцип нейтральности налогообложения);
- при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;
- налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;
- налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам;
- административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны. Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательно согласуются друг с другом, и в тех случаях, когда возникают противоречия между ними, необходимо добиваться временного компромисса. Так, например, принцип равенства обложения требует усложнения административной системы и ведет к нарушению принципа нейтральности, а регулирующая функция налогов может нарушить принцип равенства и справедливости и т.д.
Для того чтобы проследить основные закономерности развития налоговых систем ведущих стран мира, по моему мнению, необходимо рассмотреть события, произошедшие в данной сфере за последние полвека.
Так, после Второй мировой войны в тяжелом экономическом положении оказались почти все развитые капиталистические страны, причем экономическая ситуация в странах-победительницах, за исключением США, незначительно отличаясь от хозяйственного положения государств, проигравших войну. После войны были практически уничтожены нормальные экономические связи между промышленностью, торговлей и финансами.
После проведения сравнительно скоротечных, но тем не менее эффективных денежных реформ, западные государства приступили к последовательному осуществлению реформирования своих налоговых систем. Реформирование было направлено на увеличение налоговых поступлений в бюджет, необходимых для скорейшего переоснащения производства и повышения доли налогов в перераспределении национального дохода.
После Второй мировой войны во всех капиталистических странах наблюдался систематический и весьма значительный рост налоговых доходов. С 1950 по 1970 годы налоговые доходы возросли: в США – в 3.5 раза, в Англии – в 2 раза, во Франции – более чем в 6 раз, в ФРГ – в 8 раз, в Японии и Италии – в 6 раз. Возросла также доля налогов в национальном доходе.
Через налоговую систему западные страны начинают осуществлять активное перераспределение ВВП посредством государственного финансирования приоритетных отраслей промышленности и научно-технических исследований, поощрения экспорта, инвестиций, расширения капиталовложений.
Важно выделить несколько направлений экономического развития тех лет, так как на мой взгляд, данный опыт важен и может быть использован в РФ для определения целей и приоритетов в проведении дальнейших налоговых реформ. Итак, государства пытались активно воздействовать с помощью налогового механизма на развитие приоритетных отраслей промышленного производства и научно-технической деятельности; на создание условий наибольшего благоприятствования частному предпринимательству; на преодоление циклических спадов и стимулирование роста производства; на регулирование внешнеэкономических и внешнеторговых отношений, на повышение конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке; на создание в обществе благоприятного социального климата.
Налоговые реформы 80-х годов, осуществленные всеми ведущими индустриальными государствами явились частью курса на либерализацию методов государственного регулирования экономики. Одной из причин необходимости кардинального реформирования финансовой политики стал угрожающий рост размеров и превращение бюджетных дефицитов в хронические. Начало 80-х годов характеризовалось быстрым ростом во всех западных странах государственных расходов.
Целью налоговых реформ 80-х годов стали: повышение эффективности функционирования экономики в долгосрочном плане, создание оптимальных условий для деятельности предприятий всех сфер экономики, стимулирование потребительского спроса как источника экономического роста, а также поощрение сбережений населения, производственных и научно-технических инвестиций и их эффективного распределения.
Необходимо также отметить постепенный, эволюционный характер реформ. Они осуществлялись в ведущих индустриальных странах в рамках каждой национальной экономики и, как правило, проводились в несколько этапов. Первыми начали серию реформ США и Великобритания. И если в США реформа осуществлялась в два этапа – в 1981 и 1986гг., то в Великобритании она началась в 1979 году и осуществлялась поэтапно в течении более чем 10 лет. Во Франции реформирование фискальной системы осуществляется также поэтапно и практически непрерывно с начала 80-х годов до настоящего времени. В ФРГ налоговая реформа началась в 1986 году и первоначально проводилась в три этапа: 1986, 1988 и 1990 годах. А затем последовал комплекс мероприятий в налоговой и финансовой сферах в связи с присоединением к ФРГ бывшей ГДР, что внесло существенные изменения в проводившуюся в стране прежнюю экономическую, финансовую и налоговую политику. В Японии после почти пятнадцатилетней теоретической подготовки в 1988 году была успешно проведена налоговая реформа, направленная на общее сокращение налогов и увеличение внутреннего спроса. В Швеции же новая система налогообложения вступила в силу в полном объеме только с 1 января 1991 года.