Общая картина структуры налогов в развитых странах характеризуется следующими чертами.
Во-первых, относительная зависимость экономики отдельных стран от налогов на различные виды доходов весьма неодинакова и подвержена определенным колебаниям.
Во-вторых, до 1975г. в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) наблюдался значительный рост доли подоходного налога и взносов в фонды социального страхования, сопровождавшийся практически неизменной долей налогов на потребление. Со второй половины 70-х годов появилась тенденция к росту доли налогов на потребление, особенно в Дании, Финляндии и Великобритании.
В-третьих, доля налогов на потребление и доля акцизов во многих странах приблизительно одинаковы. Однако в 70-80-е годы роль первых постоянно увеличивалась, а последних – снижалась.
В целом произошел значительный сдвиг в сторону увеличения подоходного налога и взносов в фонды социального страхования. Доля акцизов уменьшилась во всех странах, а доля налога на прибыль компаний – почти во всех.
В последние два десятилетия общая картина прямого (подоходный налог, налог на прибыль компаний, взносы работников в фонды социального страхования) и косвенного (налоги на потребление, акцизы, взносы предпринимателей в фонды социального страхования) обложения в развитых странах выглядела следующим образом:
- прямые налоги преобладают в Голландии, Дании, Люксембурге, Канаде, Новой Зеландии, Швейцарии, Австрии, США, Японии, а косвенные в Норвегии, Франции, Австралии, Италии, Ирландии, Греции и Испании;
- более или менее уравновешенную структуру в настоящее время имеют Норвегия, Италия, Финляндия и Швеция;
- повышение роли прямых налогов произошло в Великобритании, Германии, Финляндии, Канаде, Японии и США, а косвенных в Австралии, Италии и особенно в Швеции;
- в целом в странах ОЭСР произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения.
Изменения в налоговой структуре обусловлены в основном тем, что из-за прогрессии в налогообложении экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов. Главным инструментом для оценки этого влияния является эластичность отдельных видов налогов, пол которой понимается зависимость роста/падения поступлений от определенного вида налога – от роста/падения ВВП в номинальном выражении.
В последнее десятилетие средняя эластичность доходов от прямых налогов превышала 1, от косвенных – меньше 1. В целом она была больше 1, поэтому можно сказать, что налоговые системы развитых стран обладают высокой эластичностью, которая обеспечивает им автоматический рост налоговых доходов при росте ВВП.
Роль налогов на прибыль компаний в общей сумме налогов промышленно развитых стран относительно невелика и составляет в последние годы около 5-10% в США, около 7,5% - в Великобритании и около 5% - в Германии; эта доля не носит устойчивого характера; наблюдается даже тенденция к ее падению, в частности в США и Великобритании.[5]
Одно из главных изменений, произошедших в налогообложении прибыли – снижение налоговых ставок. Например, за последние 10 лет ставки корпоративного налога снижены в Бельгии с 45 до 39%, Канаде – с 36 до 29%, Дании – с 50 до 34%, Франции – с 45 до 33%, Германии – с 56 до 45%, Японии – с 43 до 37%, Швеции – с 52 до 28%, США – с 45 до 35%.[6] Наряду с этим шел процесс расширения налоговых баз по этому налогу. Так, в США в ходе налоговой реформы 1986г. налоговая ставка понизилась, а база обложения расширилась на 20% за счет сокращения льгот на амортизацию и исключения льгот на новые инвестиции. В зарубежной практике налогообложения прибыли корпораций используются прогрессивные ставки (США, Канада, Швейцария, Китай, Южная Корея).
Льготы по налогу на прибыль развитых стран отличаются большим разнообразием видов и направлений в зависимости от приоритетов государственной политики и состояния экономики. Более существенными и применяемыми льготами являются пониженные ставки, ускоренная амортизация, вычеты отчислений в резервный фонд, налоговые скидки и кредиты на капитальные вложения, на НИОКР.
Среди распространенных налоговых льгот – уменьшение ставок налога на прибыль для среднего и мелкого предпринимательства.
Специфика указанной льготы в том, что она редко открыто объявляется налоговой льготой. Обычно пониженные ставки налога на прибыль вводятся в виде самостоятельного направления налоговой политики, что от части служит обходным маневром против политики уменьшения налоговых льгот. В США, например, на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпоративного налога (35%), для средних и мелких корпораций используются две более низкие ставки - 5 и 25%. В Англии выделяется специальная пониженная ставка корпорационного налога на мелкое предпринимательство в 25%. Пониженные ставки налога на прибыль для мелкого и отчасти среднего предпринимательства используются и во многих других развитых странах.
В целом поиски оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций в налоге на прибыль привели к достаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такими решающими налогами, как индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги на потребление (Приложение №1).
Подоходный налог с лиц, имеющих самостоятельные доходы, в сферу которых попадают такие доходы, как дивиденды, проценты, рента и другие доходы от коммерческой деятельности граждан, по своей сущности довольно близко примыкает к налогу на прибыль компаний, так как объектом налогообложения является чистый доход физических лиц. Роль этого налога в процессе изъятия приблизительно такая же, как и налога на прибыль компаний. На его долю в последнее время приходиться 10-14% в США, 6-7% - в Великобритании, и 5-7% - в Германии. В ближайшие годы, по-видимому, стоит ожидать снижения значения, особенно в США.
За последнее годы произошли крупные изменения в структуре налогов, связанные со сдвигом в сторону повышения роли налогов на потребление в доходах бюджетов. Основной причиной роста доли налогов на потребление является то, что от них намного труднее уклониться, чем, например, от налогов на доходы. Следовательно, растет показатель их собираемости. Снижаются расходы по их сбору. Не последнюю роль играет и рост потребления все более качественных видов товаров, прежде всего в экономически развитых странах.
Основным фактором увеличения объемов налогов на потребление явилось введение налога на добавленную стоимость. Методологически обоснован и впервые был внедрен на практике этот налог во Франции. Опыт его использования оказался весьма результативным и постепенно он нашел применение во всех экономически развитых странах. В настоящее время только Австралия и США из состава стран ОЭСР не ввели НДС. Второй причиной роста доли налогов на потребление является тенденция повышения ставок НДС в странах, где он уже использовался. Так, если средняя ставка при введении в странах ОЭСР составляла 12,5%, то в 2000 году – 17%. По отдельным странам эта тенденция выглядит следующим образом: Финляндия – 11 и 22%, Германия – 10 и 15%, Италия – 12 и 19%, Нидерланды – 12 и 17,5%, Великобритания – 10 и 17,5%.[7]