С 1 января 1999 года введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс), которой закладывается правовая основа регулирования всех стадий налоговых отношений. Во-первых, установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации.
Мерой, обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства, стало установление на федеральном уровне основных элементов налогообложения по региональным и местным налогам, включая определение предельных размеров налоговых ставок. С одной стороны, это оградит хозяйствующих субъектов от необоснованного повышения налоговой нагрузки. С другой стороны, региональные и местные органы власти смогут самостоятельно устанавливать по региональным и местным налогам отдельные элементы налогообложения для проведения налоговой политики.
Во-вторых, права и обязанности предприятий и физических лиц (налогоплательщиков) и государства (налоговых органов) закреплены законодательно. Основой взаимоотношений предприятий и бюджета является закон.
В последнее время правительство РФ занималось разработкой основных положений налоговой реформы, которые будут осуществляться в 2003-2005гг. Эти положения, в частности, предусматривают в 2004 году снижение до 18% базовой ставки налога на добавленную стоимость (НДС), а с 2006г. – до 16%; принятие к вычету НДС, уплаченного поставщикам в течение срока строительства; отмену налога с продаж и акциза на природный газ с одновременным увеличением экспортных пошлин на природный газ и ставок налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газа.
Среди других мер по налоговой реформе, которые предлагает принять Минфин, - реформирование имущественных налогов, а также отмена контроля за крупными расходами физическими лицами в течение 2003 года. С 1 января 2004г. также предусматривается отменить налог с продаж.
Правительство России одобрило также решение о снижении с 2005 года базовой ставки единого социального налога с нынешних 35,6 процента до 26 процентов. Одновременно решено сократить число ставок регрессивной шкалы ЕСН. При зарплатах до 300 тысяч рублей ставка будет установлена в размере 26 процентов, при зарплатах от 300 тысяч рублей - 10 процентов и свыше 600 тысяч рублей - два процента. Очевидно, что столь серьезные перемены в части ЕСН потребуют пересмотра всей системы медицинского и социального страхования. Общий объем выпадающих доходов социальных фондов оценивается в 224 млрд. рублей. Правительство рассчитывает, что частичная компенсация произойдет за счет эффекта легализации зарплат, однако этот результат будет достигнут не сразу. По прогнозам Минфина в 2005 году за счет эффекта легализации можно будет возместить лишь порядка 30 млрд рублей выпадающих доходов. Правительству еще предстоит решить, какими способами компенсировать остальные потери от снижения ЕСН.
Кроме того, депутатами Государственной Думы Павлом Медведевым и Михаилом Задорновым подготовлен законопроект, который позволит «задним числом» - с 1 января 2003 года отменить уплату подоходного налога (ставка которого составляет 13%) с части процентного дохода по рублевым вкладам в коммерческих банках, ставка которых превышает 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.[26]
Таким образом, поправка сделает невозможной процедуру налогообложения доходов по большинству вкладов, сохраняя налогообложение только для так называемых депозитных схем, когда крупное предприятие уходит от уплаты налогов путем выплаты колоссальных депозитов, проценты по которым исчисляются десятками или даже сотнями процентов.
Необходимость этой поправки возникла в связи с тем, что ЦБ РФ в середине февраля снизил ставку рефинансирования, по которой он дает деньги коммерческим банкам, до 18%. Налогообложение по вкладам граждан привязано к этой ставке. Поэтому под налогообложение подпали депозиты граждан со ставкой, превышающей 13,5% годовых.
Вместе с тем, на заседании Правительства РФ в конце апреля 2003г. глава правительства М.Касьянов подверг Минэкономразвития принципиальной критике за отсутствие прогноза реакции предприятий и всей экономики на налоговые преобразования в стране: Минэкономразвития не выработало четкой позиции по проведению налоговой реформы и не представило конкретных расчетов последствия облегчения налогового бремени.
Глава кабинета министров отмечает также, что планируемые меры позволят в ближайшие два года снизить налоговое бремя на экономику на 1,8-2% ВВП, что будет одним из существенных факторов, стимулирующих повышение темпов роста экономики. В частности, снижение налогового бремени позволит перерабатывающему сектору экономики аккумулировать инвестиционные ресурсы с целью обеспечения большего темпа роста.[27]
Произведенные расчеты изменения объемов налоговых платежей в результате реализации намечаемых мер по проведению налоговой реформы показали, что осуществление таких мер в полном объеме уже начиная с 2004 года может привести к единовременному выпадению доходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в объеме около 400 - 450 млрд. рублей. При этом, очевидно, что такие потери не могут быть компенсированы за счет увеличения налоговых доходов в результате поддержанного налоговыми мерами экономического роста, а также легализации средств, укрываемыми в настоящее время от налогообложения.
По моему мнению, сложность проведения налоговой реформы связана с тем, что российская экономика сегодня не базируется на рыночных отношениях, а находится в переходном периоде со всеми его противоречиями. Отсюда невозможность обеспечить стабильность налоговой системы в сегодняшних условиях. Как и при формировании общественных экономических отношений в налоговой сфере приходится идти методом проб и ошибок. При этом эффективность новых преобразований может проявиться не очень скоро, и не всегда она бывает такой, какая планировалась.
В налогообложении граждан в условиях, когда государство постепенно отходит от бесплатного решения многих социальных проблем, необходимо обеспечить систему вычетов и установление необлагаемого минимума на уровне, достаточном для обеспечения цивилизованных условий жизни работника и его семьи. На нынешнем этапе, когда резко возросла дифференциация отдельных групп населения по уровню доходов необходимо вести линию на более гибкую дифференциацию подоходного налога.
По моему мнению, необходимо окончательно отказаться от идеи налогообложения малого бизнеса, так как даже существующая сейчас упрощенная схема уплаты налогов несовершенна, так как установлен достаточно низкий уровень максимально допустимого дохода. Стоит ли ради использования упрощенной схемы сознательно сдерживать развитие предприятия? А делать это так или иначе придется – ведь превышение «потолка» повлечет за собой необходимость со следующего же квартала переходить на уплату налогов по обычной схеме и, следовательно, предоставлять налоговым органам полноценную отчетность за весь год. Если до этого момента вы платили налоги по упрощенной схеме, не требующей ведения полноценной бухгалтерии, показать вам будет нечего. К тому же, потеряв право на уплату налогов по упрощенной схеме, получить его назад вы сможете только через три года, независимо от ваших доходов за этот период.