Приведет ли снижение налогов к экономическому росту? Можно предположить, что низкие налоги ослабят правительство и увеличат его зависимость от колебаний нефтяных цен. Так, эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов заявил, что уже сейчас государство полностью неконкурентоспособно на рынке труда. И снижение налогов и, следом, госрасходов скорее ухудшит, а не улучшит ситуацию.[28]
Кроме того, на мой взгляд, предлагаемый правительством перенос налоговой нагрузки на сырьевые отрасли сразу же увеличит зависимость государства от нефтяных экспортеров. Возможно в перспективе предлагаемые налоговые новации помогут правительству опереться на окрепший несырьевой сектор, но в ближайшие несколько лет эффект от налоговой реформы может быть прямо противоположным.
слишком высокая цена на российскую нефть на мировом рынке укрепляет национальную валюту, что негативно сказывается на развитии других отраслей российской экономики. И правительству следует предпринять целый комплекс мер по исправлению ситуации, в частности, решить задачу ускоренной диверсификации экономики. Пока же экономика России по-прежнему опирается главным образом на работу сырьевого сектора, а отрасли, не связанные с ТЭК, неконкурентоспособны на мировых рынках.
В 2001 году более половины прироста потребления в России обеспечивалось увеличением импорта товаров, что показало неспособность к адекватному подъему их производства внутри страны. В 2002 году эта картина повторилась. При общем росте потребления, все большую роль в его удовлетворении играет импорт. В особенности, это проявилось на рынках товаров длительного пользования (легковых автомобилей, мебели, бытовой техники и электроники), а также одежды и обуви.
При этом 2002 год был также отмечен резким снижением темпов роста инвестиций с соответствующим уменьшением нормы накопления основного капитала и спадом в производстве инвестиционных товаров, сопровождавшемся некоторым ростом импорта машиностроительной продукции.
В заключение, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть тот факт, что в долгосрочной перспективе фискальный характер налоговой политики будет сдерживать развитие экономики. С обеспечением экономической стабилизации на смену ей должна прийти налоговая стратегия, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата. В этом, на мой взгляд, и состоит главная цель налогового регулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время основным направлением деятельности в сфере налогообложения России является приведение ее в соответствие с условиями развития общества и стоящими перед государством задачами.
Российскую экономику сегодня принято называть «экономикой переходного периода» и ссылаться на уникальность экономических обстоятельств, в которых оказалась наша страна. Однако в развитых странах Запада с их внешне эволюционным течением экономического процесса существовали достаточно четко очерченные «переходные периоды»: период перехода от классической концепции саморегулирования национального производства в условиях рынка к кейнсианской и совершенно недавний (80-е гг.) период возрождения неоклассической доктрины, созвучный современным российским экономическим условиям. Существуют современные нам «переходные периоды» от жестко централизованных систем управления экономикой к ее рыночным формам в странах Восточной Европы, Китае и других государствах. Весь этот мировой опыт эволюции налоговых систем приобретает сегодня для нас особое значение.
В данном дипломном проекте сделана попытка обобщения основных тенденций эволюции налоговых систем в условиях рыночной экономики на протяжении второй половины 20 столетия. Оценка опыта налоговых реформ и сопоставление развития важнейших структурных элементов различных национальных налоговых систем позволяют охарактеризовать приоритетные тенденции развития политики налогового регулирования этого периода.
1. Опыт трансформации налоговых систем наглядно демонстрирует, каким образом менялись подходы бюджетно-налогового регулирования экономики: от достаточно жесткого перераспределения национального дохода в пользу наиболее важных с точки зрения государства сфер хозяйственной деятельности посредством политики налогового дирижизма в 50-е – 70-е годы (что сыграло важную и полезную роль в период послевоенного восстановления и структурной перестройки экономики) до проведения кардинальных преобразований в сфере налогообложения в конце 80-х – начале 90-х годов направленных на: создание общих благоприятных и равных условий для всех сфер хозяйственной деятельности и форм предпринимательства, активизацию конкурентных сил рынка с целью стимулирования потребительского спроса как источника экономического роста, унификацию и гармонизацию налогообложения в разных странах в связи с усилением интеграционных процессов в мировой экономике
2. Развитие методов подоходного налогообложения предпринимательской деятельности (налогов на производство) неизменно сопровождалось реформированием системы налогов на потребление. Сопоставление процессов эволюции систем прямого и косвенного налогообложения показало существование тесной взаимосвязи между двумя приоритетными направлениями налоговой политики. Стремясь поощрять рост производственных инвестиций, правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении всей второй половины 20 века последовательно проводили политику ослабления налогового пресса на производителей и реформирования системы налоговых льгот для инвесторов. Компенсировать же неизбежные в этой ситуации потери бюджета позволяло постоянное повышение ставок и расширение базы косвенного налогообложения в целом и НДС в первую очередь. Последовательно снижая ставки налогов на производителя, расширяя сферу действия и увеличивая доходы бюджета за счет НДС и других косвенных налогов, государство создало мощный механизм роста потенциальных возможностей инвестирования национального капитала и стимулирования частной инициативы.
3. Важнейшие современные тенденции развития политики налогового регулирования определила серия реформ, осуществление которых началось в странах с развитой рыночной экономикой во второй половине 80-х годов и по некоторым направлениям продолжается по сей день.
Основными целями реформ провозглашались: упрощение налоговой структуры; установление более справедливых принципов налогообложения; увеличение налоговых поступлений за счет расширения базы налогообложения при параллельном снижении налоговых ставок; исключение возможностей пользоваться налоговыми лазейками и уклонения от налогообложения. Реализация этих принципов оказала стимулирующее воздействие на рост доходной базы бюджета и способствовала развитию тенденций саморегулирования рынка.
Результатами осуществления реформ стали:
- либерализация и обеспечение нейтральности подоходного налогообложения юридических и физических лиц;
- последовательное расширение сферы действия и повышение роли в формировании доходной части бюджета налогов на потребление и, прежде всего, налога на добавленную форму;