В рамках взаимоотношений предприятия и бюджета, по мнению автора, первое имеет право осуществлять налоговое планирование, то есть предпринимать усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения объема его платежей. Уменьшение налогов (налоговая минимизация) – это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.[16]
Методы налоговой оптимизации базируются на следующих принципах:
1. принцип разумности налоговой оптимизации не допускает применение грубых и необдуманных приемов и предполагает, что схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей;
2. принцип комплексного расчета экономии и потерь означает, что при формировании того или иного способа оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельность предприятия в целом. Во-первых, анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов. Во-вторых, при выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.). Например, при выборе места регистрации оффшорного предприятия необходимо учитывать существенные ограничения на вывоз капитала, перемещение товара и денежных средств, введенные валютным и таможенным законодательством;
3. необходимость уделять пристальное внимание документальному оформлению операций. Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции, и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения;
4. при планировании метода налоговой оптимизации, ключевым аспектом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций;
5. принцип конфиденциальности означает, что при использовании методов налоговой оптимизации требуется соблюдение конфиденциальности, так как распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий (негативная реакция государственных и налоговых органов);
6. принцип комплексной налоговой экономии предполагает применение многообразных способов минимизации налогов в комплексе.[17]
В целом, на мой взгляд, российскими предприятиями накоплен значительный опыт по уменьшению налоговых выплат посредством правомерных действий налогоплательщика с применением разрешенных законодательством способов.
Так, рассматриваемое мной организация в своей деятельности может применять следующие методы для снижения налоговых выплат в бюджет: выплачивать работникам неполную заработную плату и доплачивать ее за счет материальной помощи, которая не облагается налогом в пределах 12-кратного минимума заработной платы; уменьшить стоимости основных средств предприятия путем переоценки при исчислении налога на имущество; выдавать работникам кредиты (в виде рассрочки платежа); использовать труд инвалидов; выплачивать безвозмездные субсидии работникам; заключать (в случае необходимости проведения ремонта) раздельных договоров подряда на реконструкцию (модернизацию) и капитальный ремонт (дает возможность списывать часть расходов на себестоимость продукции); разделять платежи по договорам поставки на собственно платеж по договору и неустойку; разделять договора подряда с физическим лицом на договор подряда на выполнение работ и договор купли-продажи материалов и т.д.[18] Далее мне хотелось бы рассмотреть способы снижения выплат по налогу на имущество. резерв снижения налога на имущество заключается в том, что сроки проведения переоценки не определены. Организация может производить переоценку либо в конце года, предшествующего отчетному, либо в первом квартале отчетного года с отражением результатов переоценки уже в квартальной отчетности за первый квартал (ПБУ 6/97).
Также предприятие может использовать тот факт, что при капитальных вложениях в арендованное имущество, эти суммы зачисляются в состав собственных капитальных вложений. Указанные суммы подлежат амортизации, но не включаются в налогооблагаемую базу налога на имущества.
Что касается нематериальных активов то, когда срок полезного использования определить невозможно, норма амортизации по ним принимается в размере 10%. Целесообразно приложить дополнительные усилия к определению срока полезного использования и документальному оформлению нормы амортизации
Снижение налога возможно только за счет максимального сокращения цикла производства и реализации продукции и оптимизации документооборота с целью сокращения сроков списания готовой продукции на счета реализации. Возможность снижения налога определяется степенью рационализации технологического процесса и грамотной организацией документооборота. Целесообразно максимально быстрое списание сумм стоимости работ со счета Некапитальные работы.[19]
Далее, по моему мнению, необходимо рассмотреть специальные налоговые режимы, которые играют большую роль в развитии предпринимательства и составляют неотъемлемую часть системы взаимоотношений бюджета и предприятий. В условиях рыночных отношений, на мой взгляд, важное место в экономике России занимают малые предприятия, которые вносят значительный вклад в развитие экономики регионов и способствуют формированию стабильных налоговых поступлений в бюджеты территориальных образований. Одним из действенных методов государственного стимулирования малого бизнеса является система льгот по налогообложению. В частности, ряд малых предприятий в первые два года освобождаются от уплаты налога на прибыль, а в третий и четвертый годы платят соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль. Для малых предприятий также устанавливается упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.
Так организации, переведенные на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты: налога на прибыль; НДС (кроме НДС, уплачиваемого на таможне); налога на имущество; налога с продаж; ЕСН.
Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты: налога на доходы; НДС (кроме НДС, уплачиваемого на таможне); налога с имущества физических лиц; налога с продаж; ЕСН. При этом освобождение от ЕСН происходит не только со своих доходов, но и от ЕСН с доходов своих работников.
Теперь предприниматели уравнены в своих налоговых обязательствах с организациями: ранее предприниматели освобождались только от подоходного налога. И предприятия, и индивидуальные предприниматели уплачивают взносы на пенсионное страхование и все иные налоги.
Налогоплательщиками, работающими по упрощенной системе, могут быть: организации, в уставном капитале которых 100% принадлежит организациям инвалидов (плюс 50% от численности - инвалиды и 25% ФОТ - инвалиды); лица (организации и предприниматели), у которых средняя численность работников составляет до 100 человек. Не могут быть налогоплательщиками организации, у которых: стоимость амортизируемого имущества, находящегося на праве собственности, превышает 100 млн. руб.; имеются филиалы и (или) представительства.